Как понять есть ли грудничка. Как понять, что нужно младенцу? Свет мой, зеркальце, скажи…

Эмоции — это особый язык, который малыши используют для общения с миром. Как понять, чего хочет ребенок до года и как правильно отреагировать на его действия? Ответ вы найдете в этой статье.

При воспитании малыша важно иметь в виду, что эмоции играют важную роль в формировании его характера. Мы рассмотрим основные эмоциональные состояния детей от 0 лет до 1 года и возможную реакцию на них взрослого человека.

Крик и плач — “Помоги мне!”

Крик — первая эмоция человека. У новорожденного крик и плач — естественный способ привлечь внимание взрослых.

Эмоциональная связь мамы и ребенка играет важную роль в формировании мышления крохи. Например, когда мама откликается на плач и кормит малыша, в его сознании возникает визуальный образ: “Я плачу, и меня кормят”. Многократное повторение этого опыта позволяет запомнить причинно-следственную связь. Теперь малыш будет плакать, когда захочет есть, чтобы привлечь внимание мамы. Точно так же он визуализирует другие свои потребности.

Мама учится лучше понимать ребенка, откликаясь на его зов. Очень скоро на определение причин плача у нее будет уходить совсем мало времени.

Игнорировать плач новорожденного нельзя: это вредит развитию мышления, ведет к разрыву эмоциональной связи матери и ребенка и может способствовать развитию детских неврозов.

Как успокоить плачущего малыша?

В первые дни жизни мама и ребенок привыкают друг к другу. Мама учится определять его потребности. Наиболее частая причина плача — голод, но могут быть и другие причины. Чтобы успокоить малыша, устраните причину плача. После этого обнимите ребенка и успокойте. Некоторым малышам нравится, когда их качают на руках, некоторых лучше успокаивает мамин голос.

Частые причины плача новорожденного:

  • Голод

Легче всего определить, когда малыш голоден. Для этого кончиком чуть согнутого мизинца коснитесь уголка рта ребенка: если он хочет есть, то будет тянуться за пальцем и открывать рот.

  • Нехватка внимания

Больше общайтесь с младенцем, когда он бодрствует, тогда эту причину можно будет исключить.

  • Ему холодно или жарко

Температуру легко определить, пощупав запястья ребенка. Если они холодные, малыша нужно одеть теплее. Если запястья потные и горячие, снимите слой одежды.

  • Пора поменять пеленки

Сделайте это при необходимости. Не допускайте появления раздражения на коже ребенка.

  • У малыша что-то болит

Частая причина плача — боль в животе. Из-за несовершенства желудочно-кишечной системы у малышей часто бывают колики. Эта напасть не проходит быстро, но с ней можно справиться в домашних условиях при помощи массажа или теплой (не горячей) грелки, обернутой полотенцем. Чтобы предотвратить появление боли в животе, в перерывах во время кормления и после него подержите ребенка на вашем плече вертикально несколько минут. Это также предотвратит срыгивание молока, которым страдают многие дети.

Самые маленькие дети выражают криком и плачем одновременно страх и недовольство. Например, если при купании вода была слишком холодной или горячей, ребенок может плакать при одном виде ванночки.

Появление первых зубов — большой стресс для крохи. Ребенок плачет, не понимая причины боли. В этом случае ос обенно эффективен прорезыватель — кольцо с жидкостью внутри. Его охлаждают (но не замораживают) в холодильнике и дают погрызть малышу. Холодная поверхность облегчает боль. Если вашему ребенку нужен прорезыватель, вы можете приобрести его в нашем магазине .

Улыбка младенца — способ сказать “мне хорошо”

В возрасте до 3 месяцев общение с дружелюбно настроенными, улыбающимися взрослыми очень важно для социализации малыша. Будьте уверены, он получает удовольствие от общения.

Ребенку может быть от 2,5 месяцев, когда он начинает улыбаться, смеяться. С появления первой улыбки начинается период младенчества.

Бурная реакция на появление мамы, сопровождаемая улыбкой, означает появление первой социальной потребности — потребности в общении. Начинается процесс, который психологи называют комплексом оживления.

Сначала малыш улыбается при виде лица мамы, затем в 3-4 месяца начинает узнавать знакомых, но несколько теряется при виде незнакомых людей. А бывает так: для того, чтобы малыш улыбнулся вам, нужно всего лишь улыбнуться ему первым.

Наслаждайтесь улыбкой ребенка, кому бы она не предназначалась! Если он кому-то улыбается, значит, этот человек ему нравится.

Удовольствие и отвращение — “Это я люблю, а это — нет”

Итак, спектр эмоций малыша продолжает расширяться. Раньше он сразу начинал плакать, если вода в ванночке была слишком холодной или горячей, а теперь уже может морщиться, если ему неприятно. Появились такие эмоции, как удовольствие и отвращение. С этого момента он обязательно даст вам знать, если ему что-то не нравится!

Нелюбимая и невкусная еда заставит личико малыша скривиться, лакомство — зажмурить глаза от удовольствия. Если настаивать на том, чтобы невкусная еда была съедена, ребенок начнет кричать и плакать: так он выражает несогласие и возмущение. Ту же реакцию вы получите, если ребенок уже наелся; еда слишком холодная или горячая. Если младенец недоволен, выясните причину.

Любопытство — “Я хочу это исследовать!”

Тяга к исследованию окружающего мира у детей врожденная. Примерно в 3 месяца младенец начинает активно изучать происходящее вокруг. Здесь очень важно проявлять к нему внимание, играть с ним.

Игры с маленькими исследователями

Можете попробовать поиграть в прятки для младенцев. К таким играм относят “Где наш малыш?”, “Ку-ку”, “Находилки”.

“Где наш малыш”: Игра для социализации. Закройте лицо ладонями, как будто вы не видите ребенка. Спросите: “Где наш малыш?”, затем уберите руки от лица и улыбнитесь ребенку, будто вы его нашли: “Вот он!”. Этот простой вариант пряток очень нравится деткам.

“Ку-ку”: Игра только для вас двоих. Спрячьтесь недалеко от малыша. Прячьтесь так, чтобы он проследил за вами взглядом: когда вы пропадете из поля зрения, ребенок будет ждать вашего появления и не испугается при неожиданном появлении. Выгляните из-за укрытия и скажите “Ку-ку”. Каждое такое появление будет сопровождаться радостным возгласом малыша.

“Находилки”: в 5-6 месяцев малыш сможет искать игрушки, которые вы демонстративно прячете. Главное — несколько раз наглядно продемонстрировать принцип игры. При находке игрушки выражайте радость, тогда ребенку захочется повторить действие за вами.

Удивление — “Ого!”

Примерно с трех месяцев ребенок начинает удивляться: это реакция на неожиданное событие. С этой эмоцией связана игра “Что это?”. Эмоциональная реакция ребенка поможет усвоить новую информацию.

“Что это?”: Познавательная игра на узнавание предметов и живых существ. Покажите ребенку вещь и спросите: “Что это?”. Дайте ему рассмотреть, пощупать вещь. Затем назовите ее. Например, “Это мишка!”. Со временем можно перейти к свойствам предмета, когда малыш их изучает: “Мишка мягкий”.

Второй вариант игры для детей постарше — спрятать вещь. “Это мишка?” — спрашиваете вы. Малыш заинтригован. “Да, это мишка”. Малыш улыбается, узнав игрушку.

Можно показать незнакомую вещь (к примеру, кубик) и предложить ребенку соотнести ее с знакомой (плюшевый мишка). “Это мишка?” — спрашиваете вы, и тут же даете ответ, — “Нет, это кубик!”. Дайте удивленному малышу пощупать кубик и опишите игрушку простыми словами. Затем дайте ему знакомого плюшевого медведя, чтобы он сравнил игрушки.

После такой игры ребенок будет лучше понимать свойства объектов. К концу первого года малыш стремится к совместным действиям. Благодаря совместным играм и подражанию вашему поведению он понимает 10-20 слов. Большинство детей к концу первого года произносят свое первое слово.

Сосредоточенность — “Я внимательно за тобой наблюдаю”

Иногда ребенок внимательно вас изучает. Ручки и ножки малыша лежат спокойно: кажется, что он задумался. Такое состояние лучше всего подходит для обучения.

Поиграйте в пальчиковые игры, например, в “Ладушки”.

Предоставьте малышу время для самостоятельного изучения свойств предметов. Самостоятельное обучение важно для его развития. Вы можете дать ему погремушку или безопасное зеркальце, запустить вращающийся модуль с разноцветными подвесными игрушками и включить спокойную красивую музыку.

Эти полезные элементы сочетают в себе развивающие коврики для младенцев. Лежа на таком коврике, малыш может рассматривать разноцветные игрушки, тянуть за безопасные элементы (на резинках) и колечки, играть с погремушками, слушать мелодии музыкального модуля. Посмотреть ассортимент развивающих ковриков и приобрести их можно у нас на сайте .

Страх и гнев

Проявляются у малышей от полугода до 9 месяцев. Крайняя степень выражения этих эмоций — плач и крик.

Если малыш пугается, важно окружить его вниманием, чтобы страх не перерос в фобию. При этом важно понимать, где кончается страх и начинается нехватка внимания, чтобы малыш не начал делать вид, что боится всего на свете. Почитайте ему сказки о храбрых персонажах, приведите пример храбрых людей, которых ребенок уже знает.

Гнев проявляется в виде приступов агрессии и возникает как ответ на внешний раздражитель. Чтобы ребенок не стал агрессивным, нужно выявить раздражитель и постараться его исключить. Когда малыш подрастет, его можно будет научить владеть своим поведением.

Ребенок от 9 месяцев до года копирует поведение взрослых: если он проявляет гнев, значит, кто-то из взрослых вел себя подобным образом. Малыш это увидел и решил, что может вести себя так же. Б ез успокаивающей беседы ребенок может продолжить в порыве негодования кидаться игрушками, сочтя такие действия нормальными.

Тревога, печаль и разочарование

Тревога, печаль и разочарование также проявляются у детей в возрасте от полугода до 9 месяцев.

Ребенок до года часто стесняется или даже боится незнакомых взрослых. Между 7 и 11 месяцами он начинает выражать тревогу и грусть при разлуке с родителями и родными. Важно объяснить карапузу, что родные его любят и по возможности будут рядом. Расскажите ребенку простыми словами о том, куда вы уходите, например, “в магазин” или “на работу”. Он должен успокоиться и быть уверенным, что вы вернетесь.

Малыш может выражать разочарование, когда у него отнимают игрушку и грустить, если на него не обращают внимание. Как с этим справиться? Поймите проблему карапуза. Если он хочет внимания, уделите ему время. В случае с игрушкой проявите ласку и скажите, что он вернется к игре с новыми силами после перерыва на еду или сон.

Общение с ребенком должно доставлять родным и близким удовольствие. Мы надеемся, что благодаря этой статье вы сможете лучше понять малыша и быстрее найти с ним общий язык.

Грудное вскармливание ставит перед новоиспечёнными мамами серьёзные вопросы, один из которых – как определить, что ребенок не наедается грудным молоком.

Эта проблема особо беспокоит в первый месяц жизни грудничка и не теряет актуальности до окончания первого полугодия, когда жидкое и полезное питание остаётся зачастую единственным источником энергии для ребёнка.

От правильности действий матери зависит очень многое, ведь иногда женщина, неверно разглядев признаки недоедания, переводит младенца на искусственную смесь, отнимая у него идеальный продукт и необходимое тактильное общение.

По мнение некоторых мамочек, самые «говорящие» признаки недоедания грудничка выглядят следующим образом:

  • постоянный плач, который не связан с другими возможными причинами;
  • слабость ребёнка, невысокая активность;
  • беспокойное поведение, возникающее, как только малыш приближается к материнской груди.

Невзирая на общую известность этих фактов, кормящей матери не следует воспринимать их слишком серьёзно. Безусловно, они действительно говорят о детском неблагополучии, однако не о том, что малыш голоден, а о том, что у него имеются проблемы с кишечником.

Если наблюдаются все эти симптомы, то, вероятно, у ребёнка колики. В этом случае он дополнительно поджимает ножки к животу и плачет после прикладывания к груди.

Ещё одна распространённая родительская ошибка – чрезмерно частые взвешивания малыша, например, после каждого приёма пищи. Увидев, что прирост в весе небольшой, родители начинают нервничать и в итоге принимают решение о докармливании смесью.

К симптомам недоедания новорождённого часто относят и трудности с засыпанием и беспокойное поведение во время сна.

К примеру, малыш может ощущать материнскую нервозность, просто родился чрезмерно тревожным или немного приболел. Женщине важно узнать точную информацию о «сонных» нормативах, которые актуальны на каждый месяц жизни и стараться укладывать ребёнка через проведённые временные интервалы.

Проверка мокрых пелёнок

Эксперты по ГВ утверждают, что есть лишь два точных метода установить, что ребенок не наедается грудным молоком: проверка мокрых пелёнок и оценивание прибавки массы тела за месяц.

Ещё один признак голодного грудного ребёнка – причмокивание губками, язычком, сосанье пальчика, кулака или краешка пелёнки.

Кроме того, поскольку материнское молоко считается и питанием, и питьём для крохи, слишком сухая кожа также может стать свидетельством его недоедания.

Итак, вы определили, что малыш остаётся голодным в течение суток, теперь необходимо выявить причины, которые мешают оптимальной лактации и приводят к недоеданию. Поскольку во вскармливание вовлечены и мать, и грудничок, рассмотреть процесс питания нужно со всех сторон.

Причины недостатка молочка часто бывают обусловлены неверным поведением матери (либо её окружением) в лактационный период:

Ещё одна вероятная причина – слишком частое , приводящее к переизбытку этого продукта. Вообще молочный секрет бывает передним и задним. Переднее молочко более жидкое и содержит меньше жиров («пустое»), именно оно и вырабатывается при частом сцеживании.

Заднее молочко – жирное, а, значит, отличается большей питательностью и насыщаемостью. Малыш может наедаться только задним молоком, ведь жирное питание не так быстро переваривается и оставляет чувство насыщения на более длительный период.

Младенец может оставаться голодным, если процессу кормления создают помехи:

  • колики, которые усиливаются во время приёма пищи;
  • заложенность носа либо повреждение полости рта;
  • неверное захватывание груди.

Обнаружить недостатки кормления поможет следующий эксперимент: когда даёте ребёнку грудь, послушайте, как он глотает. Нормальное соотношение – два-три сосания перемежаются одним глотком (в первые минуты кормления малыш должен делать много сосаний, чтобы усилить отток молока из груди). Если глотательных движений мало, кроха останется голодным.

Если ребенок не наедается грудным молоком, то начинает капризничать, раздражаться, а также плохо растёт и отстаёт в развитии. Обнаружив, что младенцу в первый месяц не хватает пищи, не нервничайте, так как нервозность лишь усугубит ситуацию.

Прислушавшись к следующим советам экспертов по грудному вскармливанию, вы сможете улучшить лактацию и правильно организовать кормление ребёночка:

  1. Постарайтесь . При натуральном вскармливании грудные желёзы выделяют оптимальное количество молока в ответ на стимулирование ребёнком сосков. То есть ребёнок должен есть всякий раз, когда захочет.
  2. Как понять, что ребенок наелся? Сытый новорождённый отпускает сосок самостоятельно , вот почему не рекомендуется прерывать приём пищи по вашему желанию.
  3. Убедитесь, что прикладываете кроху верно. Правильная поза: ротик распахнутый, ребёнок должен захватывать как сосочек, так и ареолу, слышатся лишь глотания, другие звуки отсутствуют.
  4. Установите пару-тройку комфортных положения для вскармливания, чтобы можно было их чередовать. Верная позиция – детский затылочек, шейка и спина расположены на прямой черте. Чтобы ребёнок не поворачивал головку и не тянулся до груди, сосок должен находиться рядом с его ртом.
  5. Пробуйте кормить одной грудью за один приём пищи , чтобы младенец смог высосать и переднее молоко, и задний продукт.
  6. Не бойтесь будить ребёнка, чтобы покормить. Днём он не должен спать больше трёх часов подряд, в ночное время – более 5-6. Перед приёмом пищи кроху можно умыть прохладной водичкой или же раздеть, чтобы активизировать все процессы.
  7. Откажитесь хотя бы в первый месяц жизни ребёнка от бутылочек. Сцеженное молоко лучше давать с помощью ложечки или пипетки. Это необходимо, чтобы кроха не привык к пустышкам.
  8. Устраивайте себе отдых , пока есть такая возможность – ребёнок спит, или с ним нянчатся родственники.
  9. Пересмотрите свой рацион , включив в него больше углеводной и белковой пищи. Не употребляйте продукты, которые могут повлиять на привкус молока. Также необходимо пить нужный объём тёплой жидкости.
  10. Если отмечаются какие-либо признаки неблагополучия, обязательно показывайте малыша специалисту.

Чтобы облегчить процесс кормления, можно приобрести особую подушку. Такое приспособление помогает правильно прикладывать ребёнка к груди, уменьшать нагрузку с материнской спины.

Уютная процедура вскармливания, удобная подушка, приятная музыка позволит создать комфортную атмосферу для приёма пищи и получить удовольствие от самой процедуры.

Неопытные мамочки нередко прислушиваются к советам подружек или просто распространённым мифам, касающимся грудного вскармливания, и сами решают, что ребёнок не наедается. А это уже чревато неверным выбором, который может навредить младенцу.

Если вам кажется, что ребёнок плохо кушает и не наедается в течение суток, обязательно обратитесь к доктору. Он максимально точно установит вероятные факторы, провоцирующие недоедание, порекомендует способы улучшения грудного вскармливания или же предложит выбрать оптимальную молочную смесь для докармливания.

Самое же важное в такой ситуации – не волноваться понапрасну, а сохранять позитивный настрой, который обязательно передастся малышу!

Каждая женщина знает, что грудное вскармливание - основа полноценного развития малыша. И чем дольше оно длится, тем лучше (споров ведется много, но оптимальным сроком грудного вскармливание считается 2,5-3 года). Однако многие мамочки переживают, что их ребенок не наедается. Это может стать настоящей проблемой, если у малыша будут наблюдаться признаки обезвоживания.

Как определить, что ребенок сыт

От полноценного питания маленького ребенка зависит правильное функционирование и развитие как пищеварительной системы, так и других систем организма, становление иммунитета. Вот почему вопрос сытости малыша беспокоит большинство родителей.

О том, что ребенок сыт, можно судить по таким признакам:

  1. Мама кормит его достаточное количество раз в сутки - 5-8 раз в зависимости от возраста грудничка (или по требованию).
  2. Ребенок прибавляет в весе согласно медицинским нормам.
  3. Длительность кормления не менее 20 минут. Не нужно также намеренно затягивать эту процедуру. Если малыш наелся, он будет веселым, начнет играть или спокойно уснет, не будет капризничать.
  4. Можно проследить глотательный рефлекс (он хорошо выражен). В начале кормления малыш глотает быстрее, так как он хочет есть. Затем грудничок сосет ритмично, но более медленно.
  5. Ребенок не перевозбужден, но активен, имеет здоровый вид. У него розовая и упругая кожа.

Теперь ясно, как понять, что грудной ребенок наелся, однакоперекармливать ребенка тоже не стоит, ведь это дополнительная нагрузка на еще не сформировавшийся пищеварительный тракт.

Если мама отмечает, что молока у нее с избытком и оно хорошо выделяется из груди, то крохе не надо 20 минут, чтобы насытится. Обычно это происходит раньше, после чего ребенок начинает вяло сосать либо бросать грудь и отворачиваться.

Нормы веса по месяцам

Чтобы не переживать по поводу того, достаточно ли малыш ест, рассмотрите таблицу набора веса по месяцам.

Возраст, месяцы

Прибавка, г

Эти показатели являются усредненными. Если ваши показатели отличаются от табличных данных на 100-150 г, ничего страшного. Организм каждого малыша индивидуален.

Обратите внимание: иногда разбег данных может составлять и больше (например, у недоношенных деток, с аномалиями развития и др.). Но если педиатр на плановом осмотре, зная вашего малыша, заверяет, что беспокоиться не о чем, то лучше доверять мнению специалиста. Нервозность мамы может передаваться малышу и сказываться на его состоянии, еще она влияет на лактацию. , Вы можете сходить на консультацию к другому врачу-педиатру, если так вам будет спокойнее.

Как увеличивается норма молока для малыша в первый год

В первые дни малыш, испытавший сильный стресс при рождении, не требует большого количества маминого молока. Ему вполне достаточно небольшого объема молозива, которое является очень питательным. Лишь со временем происходит «запуск» пищеварительной системы, совершенствование сосательного рефлекса. Тогда потребность в питании возрастает.

Сразу после рождения объем желудка грудничка составляет всего 7-10 мл. Через два-три дня он увеличивается до 25 мл. Уже через неделю объем становится больше еще в 1,5-2 раза. Потребность в грудном молоке тоже возрастает.

Через месяц питание ребенка нормализуется. Ест он около 6-8 раз в сутки. При этом объем выпиваемого за одно кормление молока достигает 80-100 мл. В три месяца малыш может съедать 150 мл, в полгода - 180-200 мл, в год - примерно 250 мл молока или смеси.

Признаки того, что грудничок голоден

Чтобы понять, сыт ли ребенок,. матери нужно обратить внимание на следующие признаки, которые свидетельствуют о том, что малыш не наедается:

  • масса тела грудничка слишком низкая (прибавка в весе за месяц значительно отличается от табличных данных);
  • перерывы между кормлениями слишком маленькие, причем в это время ребенок беспокоен;
  • малыш много сосет, но мало глотает;
  • ребенок может тянуть в рот всё, что попадается: одежду, простыню, игрушки, при этом даже причмокивает;
  • малыш с жадностью хватает грудь, часто капризничает, резко реагирует на появление матери, ее запах;
  • грудничок редко пачкает подгузники;
  • кожа сухая, как и слизистые оболочки;
  • малыш становится менее активным, он выглядит ослабленным;
  • активность малыша в период бодрствования может снижаться;
  • ребенок плохо спит.

Если грудного молока недостаточно, то нормальное развитие грудничка под вопросом.

Причины появления проблемы

Если в том, наедается ли ребенок, сомнений нет, и малыш действительно употребляет мало молока, то нужно выяснить причину этого негативного явления. Она может быть одной из следующих:

  1. Точное соблюдение режима кормления. Специалисты уже давно говорят о необходимости предоставления груди ребенку по его требованию, а не по часам. Организм грудничка имеет собственные биологические часы. Кроме того, многое зависит от качества грудного молока, скорости его переваривания. Единственное, о чем нельзя забывать, это промежутки между приемами пищи: они не должны быть меньше двух часов.
  2. Небольшая длительность кормления. Оно не должно быть меньше 15-20 минут.
  3. Неправильный захват груди ребенком. К этому нередко приводит использование силиконовых накладок на травмированные соски.
  4. Частое применение пустышек или бутылочек.
  5. Использование неудобной позы.
  6. Уменьшение количества ночных кормлений или отказ от них. Известно, что в таком случае количество материнского молока тоже существенно уменьшается.

Существуют и другие причины, которые могут привести к недоеданию:

  • недостаточное употребление жидкости кормящей матерью, вследствие чего количество молока уменьшается;
  • неполноценное питание женщины;
  • стрессовая ситуация, эмоциональное или нервное потрясение (такие факторы способны вовсе прекратить лактацию);
  • гормональный сбой;
  • физиологические особенности строения груди, при которых ребенок не может правильно захватить сосок;
  • проблемы с пищеварительной системой младенца (а также другие соматические заболевания малыша);
  • заложенность носа, насморк у ребенка (в этом случае он не может нормально дышать, капризничает).

Проблема недоедания может появиться, если ребенок очень крупный и ему просто не хватает молока, а также если малыш ослаблен и у него нет сил сосать грудь длительное время.

Если устранить эти причины, то питание ребенка наладится. Однако в некоторых случаях маме придется обратиться к врачу гораздо раньше планового осмотра (обычно он проводится один раз в месяц).

Когда нужно срочно обратиться к врачу

Итак, вызывать скорую помощь нужно, если:

  • малыш постоянно вялый, отсутствует его привычная активность, он слабо интересуется окружающим миром;
  • глаза западают, а взгляд становится тусклым;
  • появляется неприятный запах изо рта;
  • малыш постоянно плачет, но слезы не выделяются;
  • слизистые оболочки становятся сухими, кожа дряблой (морщинистой);
  • цвет мочи изменился и стал более темным.

Эти признаки свидетельствуют о сильном обезвоживании. Если вовремя не принять меры, то возможен даже летальный исход. Организм ребенка еще слишком слаб, чтобы справиться с обезвоживанием.

Решение проблемы

Многие молодые мамы бьют тревогу: «Что делать? Грудничок не наедается!» Сначала нужно понять, действительно ли это так. Если проблема существует, то женщине нужно принять следующие меры:

  1. Кормить малыша тогда, когда он захочет. Чем больше он будет сосать грудь, тем больше молока выделится. Особенно это касается ночных кормлений, от них отказываться нельзя.
  2. Нельзя забирать грудь у ребенка. Когда он наедается, он самостоятельно отпускает сосок (либо начинает очень вяло сосать, засыпает).
  3. Следить за тем, как грудничок держит грудь. Его рот должен быть широко открыт. Он должен захватывать как сам сосок, так и ареолу.
  4. Во время кормления удобно должно быть и матери, и ребенку. Нужную позу следует подбирать индивидуально.
  5. За одну процедуру грудничка следует прикладывать только к одной груди и дожидаться, чтобы он опустошил ее полностью.
  6. Если малыш ослаблен, то его нужно кормить каждые три часа (так у него получается нормально насытиться).
  7. Важно отказаться от пустышек и бутылочек. Длительное сосание пустышки способно нарушить развитие прикуса грудничка, а смесь из бутылочки есть намного легче, поэтому в скором времени ребенок вообще откажется от груди.
  8. Больше отдыхать. Чем больше устает женщина, тем выше риск уменьшения количества грудного молока. При этом не стоит отказываться от помощи родных и близких.
  9. Маме нужно есть сразу после кормления (не менее пяти раз в сутки). Следует употреблять достаточное количество теплой жидкости (для усиления лактации хорошо пить теплые чай, морс, компот из сухофруктов). Важно питаться правильно. Из рациона необходимо исключить все те продукты, которые могут вызвать аллергию у малыша, нарушить процесс его пищеварения.
  10. Если у кормящей женщины недостаточно молока или оно по каким-то причинам пропало, то нужно переходить либо на смешанное вскармливание (грудное молоко + смеси), либо на искусственное (только смеси). Запомните: при смешанном вскармливании смеси всегда дают только после прикладывания к груди, в обратном случае кроха может отказаться сосать, а лактация уменьшится!
  11. Если на искусственном вскармливании у мамы создается впечатление, что ребенок не наедается смесью, то ее нужно просто заменить (с учетом производителя и калорийности продукта). Хорошо, если изначально альтернативное питание подберет педиатр.

Следует помнить, что, если ситуация не меняется: ребенок слабеет, становится капризным, плохо спит и др., нужно срочно обратиться к педиатру.

Чего делать не следует

Из-за неопытности или повышенного страха за ребенка женщина старается делать всё, что ей советуют окружающие. Но есть вещи, которых не нужно совершать:

  1. Не стоит взвешивать грудничка каждый раз до и после кормления. Результаты могут существенно различаться, и риск погрешности высок. Лучше это делать (при наличии весов дома) один раз в неделю.
  2. Если малыш находится на грудном вскармливании, ему не нужно настойчиво предлагать водичку и соки (в молоке достаточно жидкости, чтобы удовлетворить потребности маленького организма), а прикорм вводить не ранее шести месяцев.
  3. Не стоит поить младенца молоком козы или коровы. Его белок плохо усваивается маленьким организмом, поэтому может нарушиться функциональность кишечника. Если другой альтернативы грудному кормлению нет, надо разводить продукт согласно возрасту.
  4. Женщине не стоит есть «за двоих». Грудное молоко формируется не из продуктов, так что если употреблять их в большом количестве, то увеличить можно не количество молока, а вес тела, с которым потом довольно трудно бороться.

Если молодых родителей что-то беспокоит, то не стоит стесняться обратиться к выбранному педиатру раньше планового осмотра.

Последствия недоедания

Организм ребенка активно растет, поэтому стабильное и качественное питание ему жизненно необходимо. Если грудничок будет постоянно недоедать, то возможны такие последствия:

  1. Развитие тяжелой формы дистрофии из-за недостатка белка. При этом грудничок стремительно теряет мышечную массу.
  2. Развитие заболеваний сердечно-сосудистой системы.
  3. Прогрессирующее истощение организма, приводящее к летальному исходу.
  4. Сбой в работе гормональной системы.
  5. Повышение хрупкости костной ткани.
  6. Ненормальное формирование иммунитета и др.

Недоедание у грудничка является серьезной проблемой и нередко требует вмешательства врачей. Но родителям не стоит сразу паниковать, пытаться затолкнуть в малыша двойную порцию молокаи самостоятельно выбирать дополнительное или альтернативное питание. Лучше проконсультироваться со специалистом и определить причину проблемы, если она существует.

Помните, в вопросах с грудничками лучше перестраховаться, чем потом горько сожалеть о своем бездействии, ведь некоторые опасные состояния у малышей до года прогрессируют довольно быстро!

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

С появлением ребёнка у любой мамы возникает множество вопросов. Один из них звучит особенно часто: «Хватает ли ребёнку грудного молока?»

Грудной ребёнок не может вам сказать, что он голоден. Он может только плакать. Но ведь плач – это не только признак голода. Дети плачут, когда им холодно или жарко, когда чувствуют дискомфорт от подгузника или болей в животе, когда просто хотят быть ближе к маме.

Основным показателем того, хватает ли грудного молока, является набор малышом веса. Врачи полагают, что здоровый малыш должен набирать не менее 125 грамм веса каждую неделю в течение первых трёх месяцев жизни. Если грудничок набирает вес согласно нормам, то молока ему хватает. Но не стоит забывать, что эти цифры носят рекомендательный характер. Ваш малыш может набирать меньше, но при этом быть абсолютно здоровым и спокойным. У каждого человека разная конституция тела, ребёнок – не исключение.

Самый главный признак того, что вашему малышу хватает грудного молока – это его отличное настроение. Здоровый и довольный маленький человечек мало капризничает, быстро растёт и хорошо развивается. Его кожа чистая и гладкая. А когда кроха хочет кушать, то он громко и активно требует грудь.

Но что делать, если вы замечаете, что малыш капризничает, отворачивается от груди и постоянно требует кушать? Как понять, что ребёнку хватает грудного молока?

Малыш должен глотать и причмокивать

Ваш малыш может провести у груди час или два и при этом остаться голодным. А может насытиться за 15–20 минут. Если вы не слышите характерного для глотания звука, то это может значить, что ребёнок не кушает. Он может просто успокаиваться у груди, чувствуя, что мама рядом. Может даже спать, но при этом совершать сосательные движения. Детям тепло, спокойно и уютно рядом с мамой. Вполне естественно, что на груди малыш успокаивается лучше и быстрее, чем даже на руках. Понаблюдайте, напрягается ли подбородок вашего крохи во время еды. Чем дольше длится момент напряжения, тем больше молока он проглотит за раз.

Нужно ли давать ребёнку обе груди в одно кормление?

Всё зависит от количества молока. Если его много, то ребёнку достаточно одной груди. Но не спешите давать ему вторую грудь, как только он начал ёрзать и нервничать.

Женская грудь устроена так, что молоко в ней вырабатывается передними и задними долями молочной железы. Молоко передних долей более жидкое, сладкое и содержит меньше питательных веществ. Можно сказать, что это молоко – скорее питьё, а не еда. Если малышу достаётся только переднее молоко, то он насыщается быстро, но и чувство голода вернётся к нему быстрей.

Молоко задних долей густое, почти как сливки. Всё самое полезное находится именно в нём, но и кушать его сложнее. Ребёнку необходимо приложить немало усилий, чтобы его заполучить. Некоторые детки, особенно слабые, от усталости засыпают у груди раньше, чем доберутся до заднего молока. А его маме кажется, что в этой груди молоко закончилось, и она уже предлагает другую.

Что делать в этом случае? Во время кормления дайте ребёнку немного передохнуть и снова предложите эту же грудь. Если он практически сразу начнёт нервничать, выгибаться и всячески показывать своё недовольство, то самое время предложить другую.

О чём может рассказать стул ребёнка

Грудничок на естественном вскармливании ходит в туалет по-большому чаще, чем его ровесник на искусственном вскармливании. У одних детей это может происходить один-два раза в день, у других – после каждого кормления. Однако это не так важно.

Гораздо больше вам может рассказать вид стула. Если он кремовой консистенции, однородный, имеет характерный жёлтый цвет, то малышу достаточно грудного молока. А вот слишком густой стул тёмного цвета может говорить о недостаточном или неправильном питании. То есть здесь можно говорить о том, что ребёнку не хватает грудного молока.

Слишком не всегда является поносом. В таком случае, возможно, грудничок получает преимущественно переднее молоко, и из-за этого он остаётся голодным. Изменение цвета, запаха и консистенции, появление в стуле слизи или примеси крови – это сигнал обратиться к педиатру.

Также стоит обратить внимание на мочеиспускание ребёнка. Малыш, которому хватает грудного молока, писает как минимум раз в три часа. Моча должна быть прозрачной и практически не иметь запаха. Если она потемнела, то ребёнок испытывает обезвоживание.

Однако не стоит силой заставлять малыша пить воду. Дети на грудном вскармливании не нуждаются в воде. Вы можете предложить ребёнку воду в бутылочке. Будет пить – отлично. Нет – тоже не беда. Значит, ему хватает грудного молока.

Если малыш медленно набирает вес, то не стоит давать ему много водички. Дело в том, что обычная вода может увеличить вес, но не принесёт в организм ребёнка важные питательные микроэлементы.

Взвешивание после приёма пищи

Если вы хотите знать, сколько конкретно грамм съедает ваш ребёнок за одно кормление, то можете попробовать метод взвешивания.

Перед кормлением разденьте ребёнка и положите на весы. Это будет вес до кормления. После еды снова взвешиваете ребёнка без одежды и подгузника. Разница, которую вы увидите на весах, будет тем количеством молока, которое выпил ваш ребёнок.

Для достоверного результата эту процедуру нужно проводить в течение суток в каждое кормление. Но помните, что этот способ не является очень эффективным. Показатели взвешивания могут меняться в зависимости от того, как давно и как много скушал ребёнок в предыдущее кормление. Как правило, такие взвешивания только нервируют маму малыша, что негативно может сказаться на выработке молока.

Анализ крови

Одним из признаков того, что ребёнку не хватает молока, является растущий уровень билирубина в крови. Это так называемая физиологическая желтуха новорождённых. Это безобидное заболевание, оно относится только к детям младше 28 дней.

Если грудного молока достаточно, в организме крохи активно вырабатываются антитела, способствующие понижению уровня билирубина. Именно поэтому неонатологи советуют не докармливать грудничков молочной смесью, а стараться максимально правильно наладит грудное вскармливание.

Косвенные признаки нехватки грудного молока

  • Отсутствует чувство наполненной груди. У одних женщин молоко прибывает очень активно, и грудь быстро становится горячей и тяжёлой. У других же молоко прибывает постепенно, а чувства наполненности в груди определить не получается. Но по этому признаку нельзя точно удостовериться, хватает ли ребёнку молока или нет.
  • После кормления у мамы отсутствует ощущение опустошения. Если ребёнок мало кушает, вы не будете чувствовать облегчения после кормления. Грудь останется налитой и твёрдой. Но и это не значит, что малыш остался голодным. Возможно, у вас просто очень много молока. По прошествии нескольких недель кормления уровень выработки молока снизится до необходимого.
  • После кормления не получается ничего сцедить. Мама делает вывод: молока в груди нет. Что не всегда верно. Вы не сможете сцедить грудь так же хорошо, как это сделает ваше чадо. Ни руками, ни молокоотсосом. У вас в груди может быть достаточно молока, просто вы не можете до него добраться.
  • Ребёнок стал чаще просить кушать. Это может быть скачком в его развитии. Как правило, такой этап длится около двух дней. А ещё малыши так проявляют беспокойство. Это может быть связано с ростом зубов или переменой погоды.

Независимо от причины нехватки грудного молока, не спешите вводить в рацион малыша сухие молочные смеси. Обязательно обратитесь к специалистам по грудному вскармливанию или к педиатру. Понимание точной причины убережёт вас от возможных ошибок.

Сначала убедитесь, что ребёнок правильно прикладывается к груди. Обязательно сохраняйте спокойствие. Если вы будете нервничать, то количество молока только уменьшится. Продолжайте хорошо и правильно питаться. Пейте побольше тёплой жидкости и кормите ребёнка по требованию, а не по часам. Старайтесь как можно дольше гулять на свежем воздухе.

Не стесняйтесь просить о помощи: уход за новорождённым ребёнком – это труд, поэтому женщине нужно время от времени устраивать отдых, чтобы физически и эмоционально восстановиться.

Теперь вы владеете полной информацией о том, как узнать, что хватает ребёнку молока. И что делать, если это не так. Пусть ваш малыш растёт здоровым и сильным, на радость маме и папе!