Конспект занятия по экологии в средней группе. Интегрированное занятие по экологии в средней группе: «удивительное путешествие в лес (образовательная деятельность экологического цикла по фгос до) Комплексное занятие по экологии в средней группе

Комплексное занятие по экологии в средней группе «Путешествие в страну насекомых»

Выполнила:

Котова Наталья Александровна

воспитатель МБДОУ №22,

с.Бошняково

Адрес: ул.Рабочая 8

с.Бошняково

Цель: Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи: Образовательные: Уточнять знания о насекомых (название, особенности внешнего вида и их образа жизни) Познакомить с нетрадиционным способом рисования – с помощью ватных палочек

Развивающие: Развивать внимание, мышление.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Материал: Картинки с изображением насекомых, разрезные карточки, игрушки – аналоги, гуашь, ватные палочки, схема-модель насекомого, нарисованная модель поляны.

Планируемые результаты: Дети научатся поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Организационный момент: Здравствуйте дети, я Фея Природы приглашаю вас в мою волшебную страну. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением отправимся в путешествие (дети проходят через волшебную дверь)

Фея Природы сообщает, что злая Стужа заколдовала всех жителей этой страны, сделала их невидимыми. А расколдовать её друзей, смогут только добрые дети.

Фея. - Дети вы мне поможете? Тогда садитесь и попробуйте отгадать загадки.

1.Шевелились у цветка

Все 4 лепестка

Я сорвать их хотел

Он вспорхнул и улетел (бабочка)

2. У неё 4 крыла

Тело тонкое, словно стрела

И большие, большие глаза

Называют её … (стрекоза)

3.Сок цветов душистый пьёт

Дарит нам и воск и мёд

Людям всем она мила

А зовут её …. (пчела)

4.Летит пищит

Ножки длинные тащит

Случай не упустит

Сядет и укусит (комар)

5.Он работник настоящий

Очень, очень работящий

Под сосной, в лесу густом

Из хвоинок строит дом (муравей)

6.Всех жучков она милея

Спинка алая у ней

А на ней кружочки – чёрненькие точки (божья коровка)

7.На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)

Загадки о насекомых (После угадывания, выставляется картинка с изображением насекомого)

Молодцы ребята! С первым заданием вы справились. А как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, муху, пчелу, кузнечика, муравья?

Дети: (Насекомые)

Фея. А кто такие насекомые вы знаете? (это самые маленькие существа на нашей планете)

Давайте посмотрим на модель – схему насекомого.

Из каких частей оно состоит (голова, усики, 4 крылышка, 6 лапок, туловище)

Пальчиковая гимнастика. «Насекомые»

Быстро пальчики считаем (сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем: (по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого)

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом

А это кто же тут пищит?

Ой, сюда комар летит (прячем руки за спину)

Не кусай комарик мой (грозим указательным пальцем)

Мы уже идем домой. (маршируем на месте)

Фея. А теперь посмотрите на магнитную доску

(где выставляются различные части тела насекомых, по которым дети должны угадать, кто там спрятан)

Дидактическое упражнение: «Угадай насекомое»

Фея. Молодцы ребята и с этим заданием вы справились.

Д. игра: «Сравни – насекомое »

(на магнитной доске выставляются картинки, мухи и пчелы)

Фея. Кто это? (муха и пчела)

Из чего состоит их тело? (голова, 6 лапок, крылья, туловище, усики). Они очень похожи.

А чем они отличаются? (муха чёрная, а пчёлка с жёлтыми полосками и мохнатое брюшко)

Кто приносит пользу человеку, а кто вред? (Пчёлка - пользу, она даёт мёд, а муха- вред, она является разносчиком различных болезней)

Физ. минутка: «Стрекоза»

«Вот летит стрекоза, как горошины глаза,

А сама как вертолёт, влево, вправо, назад, вперёд»

Фея. Дети посмотрите, вот здесь злая Стужа перемешала все карточки, вам нужно правильно составить их.

Игра: «Сложи - картинку» (картинка насекомого, разрезанная на 4 части)

Фея. Молодцы дети. А теперь подойдите ко мне (показывает коробочку)

Фея. Ребята, вот здесь лежат насекомые, которых спрятала и заморозила злая Стужа. Нам нужно их отогреть (положить каждому игрушку – аналог)

Игра на развитие диафрагмального дыхания (набрать побольше воздуха в рот не надувая щёк, округлить свои губы и вытянуть вперёд, подуть на насекомое, не прерывая своего дыхания).

Потом дети уносят насекомых на полянку.

Фея. Смотрите, сколько на нашей полянке насекомых! А кого здесь не хватает? (Бабочки)

Давайте с вами их сделаем. Проходите к столам садитесь и будем рисовать с помощью ватных палочек (разрисовывают палочками крылышки бабочки,

(затем несут их на полянку сушить свои крылышки)

Фея. Ребята, большое вам спасибо. Я очень рада, что вы спасли моих друзей

Посмотрите как они радуются.

Вы добрые, заботливые дети. Я думаю, что вы никогда не будете обижать насекомых, а увидев на улице, просто понаблюдаете за ними. (Угощает детей). А теперь вам пора возвращаться домой.

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе (другое экологическое занятие этого автора).

Тема. «Экологический светофор»

Цель. Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Задачи.

  1. Расширять представления детей о характерных признаках зимы.
  2. Закрепить знания о правилах поведения в природе, приёмов бережного отношения к ней.
  3. Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, устойчивость внимания.
  4. Учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой, интонировать звуки, использовать доказательную речь
  5. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество.
  6. Воспитывать выдержку, проявлять терпение, дружеские качества.

Ход занятия

Воспитатель (концентрирует внимание детей):

Утром солнышко проснулось и ребятам улыбнулось,
Мы за ручки все возьмёмся, и друг другу улыбнемся

Беседа

– Какое время года сейчас? (Зима)

– А как можно рассказать про зиму? Какая она бывает?

(белая, холодная, морозная, вьюжная, ветреная, ледяная, суровая)

Игра «Хорошо-плохо»

– Зимой хорошо. Почему?

(зимой можно прокатиться с горы на санках, лыжах, слепить снеговика, встретить Новый год, зимой приходит Дед Мороз и т. д.)

– Зимой плохо. Почему?

(холодно, морозно, темно, полярная ночь у нас на Севере и солнце не светит, часто дуют холодные ветра).

Что за звуки вы слышите? (шелест, пение птиц, ветер, и…)

Упражнение на звукоподражание

Пение птиц

Шум деревьев

Вой ветра и др.

Где их подобные звуки услышим? (в лесу, в парке …)

Показ слайдов

Воспитатель:

(слайды с изображением зимнего леса) 3-4

Что можно рассказать про зимний лес? Какой он?

(сказочный, снежный, неподвижный, спящий, заколдованный, волшебный, дремучий, тихий, таинственный, большой, красивый)

Воспитатель.

– Приглашаю вас в зимний лес. Перенесут нас волшебные снежинки.

Упражнение на развитие физиологического дыхания

Дети дуют на снежинки…

Речевая зарядка (чистоговорки)

Ма-ма-ма – у нас зима.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме.

Ду-ду-ду – в зимний лес я иду!

Динамическая пауза

Двигательное упражнение: «В путь»

Игра «Экологический светофор»

(на мольберте светофор)

Воспитатель:

– Для чего поставлен светофор в лесу? (Чтобы ребята соблюдали правила поведения в лесу.)

  1. Красный цвет говорит об опасности.
  2. Жёлтый предупреждает.
  3. Зелёный разрешает, что нужно сделать.

Воспитатель:

– Как называются животные, живущие в лесу? (Дикие, лесные).

– Назовите обитателей зимнего леса.

– Как выглядят дикие животные? (Показ картин)

Медведь – большой, неуклюжий.

Белка – маленькая, ловкая.

Лось – сильный, могучий.

Заяц – слабый, трусливый.

Волк – злой, серый.

Лиса – хитрая, пушистая.

Игра «Чей дом?»

– Назовите жилище диких животных.

(Воспитатель следит, чтобы воспитанники отвечали развёрнутой фразой)

Медведь живёт в берлоге.

Белка живёт в дупле.

Волк живёт в логове.

Заяц живёт под кустом.

Лиса живёт в норе.

Заключение: лес для зверушек - это родной и любимый дом.

Динамическая пауза.

Игра «Лиса».

Решение проблемных ситуаций

Проблемная ситуация 1

Под ёлочкой лиса с перевязанной лапой.

– Обо что поранилась лиса? (бутылку, жестяную банку).

– Почему так произошло? (человек оставил мусор)

Правило! Нельзя в лесу раскидывать мусор (у светофора зажигается красный свет)!

Проблемная ситуация 2

Рычит медведь на расшумевшихся ребят.

– Вы что расшумелись, спать мне не даёте?

Правило! В лесу шуметь нельзя (Ставим красный знак у светофора).

Дети просят прощения у медведя. Укладывают его снова спать с помощью релаксации: Баю – бай, баю – бай, спи, Мишутка, засыпай…

Вывод. В лесу человек – гость. Он обязан соблюдать определённые правила, чтобы не нарушать жизнь его обитателей.

Проблемная ситуация 3

– Зимой трудно живётся птичкам и животным. Как помочь обитателям леса зимой? (сделать кормушку для птиц и класть корм для белочек)

Правило! Помогай братьям меньшим в зимнее время. («Зажечь» на светофоре жёлтый цвет).

Пора возвращаться домой. Давайте сфотографируем красоту зимнего леса на память (На светофоре зелёный цвет).

Экологическая беседа «Правила поведения в лесу»

Воспитатель:

– Возьмите на столе по одной любой карточке. Там изображены разные поступки ребят. Расскажите, что можно и чего не следует делать в лесу? (Карточки выставляются на мольберт к нужному огоньку светофора)

  1. >Нельзя ломать деревья! Надо их лечить!
  2. Нужно подкармливать птиц.
  3. Нельзя мусорить в лесу. Надо весь мусор собрать в пакет, мусор унести.
  4. Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить!
  5. Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.
  6. Осторожно, не шуметь! В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает животных.
  7. Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.
  8. Можно фотографировать природу.

– Теперь вы точно знаете, как полагается вести себя в лесу, и научите своих родителей.

– Что вы узнали нового?

Продуктивная творческая деятельность (за столами).

Инструкция . Многие звери меняют свои шубки на зиму. Приглашаю вас поработать в лесном ателье. Но не сшить шубку из меха или ткани, а сделать её с помощью крупы и клея.

Подойдите к столу и выбирайте любую фигурку животного. Подумайте, какая крупа подойдёт для шубки вашего зверька. Из чего лучше смастерить шубку медведю? Заячья шубка какого цвета? Из какой крупы ты сделаешь её? Какого цвета беличья шубка? (Серая)

Хорошенько намажьте клеем, а затем посыпайте крупой всю фигурку и шубка готова!

Практическая работа . Ребята выбирают силуэты зверей и «утепляют» им шубки: смазывают клеем и посыпают крупой.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждением - детский сад комбинированного вида №1 «Ручеек».

Барабинского района Новосибирской области.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе

Тема занятия: «Природа - наш дом» (образовательная деятельность экологического цикла по ФГОС ДО)

Воспитатель ВКК: Плотникова Т.И.

г. Барабинск, 2016 г.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Программные задачи

Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

Материалы и оборудование: Рисунки обычного дома и «дома-природа», макет земного шара со следами, веточка для Лесовичка, «мусор», бумага на каждого ребёнка вырезанная в виде круга для плакатов, фломастеры, «Жалобная книга природы», мольберты.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)

Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.

Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?

Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.

Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Воспитатель:

Вот послушайте:

«Люблю я бегать босиком,

Разбрызгивая лужи,

И оставлять следы потом.

Но солнце землю сушит.

Я на асфальте обведу

Свои следы мелками.

Но ветер тучи принесёт

И смоет их дождями.

А может, краски попросить

И, извозив сандалии, так на дороге наследить,

Чтоб все об этом знали?

А мне в ответ: Земля твой дом.

Грязь разводить не стоит в нём.»

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)

Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».

Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)

Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.

Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?

Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)

Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)

Дождь питает растения, даёт влагу.

Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.

А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?

Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.

Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

Послушайте, ребята:

«Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою-

Горы, реки и леса,

И поляны и цветы, и, конечно я и ты».

Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.

Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?... с плитой, батареей.

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)

В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В доме есть пол, а в природе? (Земля.)

На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)

В природе живут какие животные? (Дикие.)

В обычном доме? (Домашние.)

В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)

Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)

А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?

Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».

Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.

Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)

Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?

Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы.

Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.

Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.

Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?

Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:

Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра»

(Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».)

Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.)

Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.

Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.

Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.

Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Симсалабим, абракадабра» возвращаются в группу.

Воспитатель:

Давайте будем беречь планету-

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей планете только одна

Для жизни и дружбы она нам нужна!

Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!

Вениченко Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №902 "Диалог"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка по реализации экологического воспитания в ДОУ
Тема: Итоговое занятие по экологии в средней группе "Земля - наш общий дом"
Дата публикации: 20.12.2015

Текстовая часть публикации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №902 «ДИАЛОГ» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №10 Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по реализации познавательной области (экология) в рамках методического объединения на тему «Развитие познавательного интереса, интеллектуально – творческих способностей ребенка через проектно - исследовательскую деятельность» в средней группе Тема: «Земля – наш общий дом!» Составила и провела: воспитатель средней группы №5 Вениченко Ирина Евгеньевна г. Москва 16.12.2015г.

Цель:
активизировать и обобщить знания детей о планете Земля, как общем доме для всех людей и живых существ, привести детей к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей и объектов неживой природы.
Задачи:
Образовательные:  Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе, как не возобновляемому, жизненно важному ресурсу;  Формировать у детей знания о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек - разумный хозяин, отвечает за все на земле;  Закрепляет знания детей о правилах поведения в природе;  Продолжать формировать бережное отношение детей к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на земле;  Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха;  Формировать элементарные экологические знания, чувство эмоционального комфорта;  Способствовать формированию экологической культуры подрастающего поколения, воспитанию осознанного и ответственного отношения к природе и своему здоровью. Развивающие:  Развивать познавательный интерес и интеллектуально – творческихе способности;  Развивать речевую активность, мыслительные операции, мелкую моторику рук, физические качества;  Закрепить умение использовать в ответах выразительные средства: стихи; способствовать развитию связной речи. Воспитывающие:  Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему, вызывать чувство эмпатии, сопереживания;  Воспитывать желание беречь и охранять природу, как условия жизни человека и всех природных обитателей.
Приоритетная образовательная область:
«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»; «Физическое развитие» 2

Предварительная работа:
участие средней группы в экологическом проекте «Земля – наш общий дом!»  проведение цикла НОД по ознакомлению с миром природы «Путешествие по материкам», «Дикие и домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные севера», «Птицы нашего края», «Насекомые», «Подводный мир», «Деревья, кустарники, цветы»;  беседы с детьми: «Как себя вести в лесу?», «Дерево заболело», «От чего «болеет» наша планета?», «У меня есть домашний питомец», «Зачем нужны растения на планете?», «О мусоре и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»;  организация исследовательской деятельности с детьми: экспериментирование с живой и неживой природой, оформление плаката «Земля – наш общий дом!»;  рассматривание картин, иллюстраций, прослушивание музыкальных композиций, разучивание стихов о планете Земля;  продуктивная деятельность по рисованию, аппликации, конструированию из бросового материала;  ознакомление детей с детскими художественными и научно – популярными произведениями о природе и животном мире;  целевые прогулки;  акция «Сделаем нашу планету чище»;  наблюдение на прогулке за птицами, прилетающими на участок, их поведением;  ситуации общения: «Что бы ты сделал, если бы увидел, как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы? Разрушает муравейник, Разжёг костёр и т.д.»  совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями в группе и на участке детского сада
Результаты:
 сформированы начала экологической культуры у детей;  сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;  дети учатся практическим действиям по охране природы; развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. 3

Словарная работа:
планета, природа, растения, животные, насекомые, птицы, рыбы, человек, домашние животные, лесные животные, животные жарких стран, животные севера, фильтр, фильтровать.
Оборудование:
мультимедиапроектор, экран, ноутбук, презентация со слайдами, музыкальный центр, диск с музыкальными произведениями (звуки леса, «космическая музыка», музыка для релаксации), декорации деревьев, ткань голубого цвета для имитации речки, костюм речки для ребёнка, бросовый материал, мешки для мусора, корзина для мусора, оборудование для экспериментирования (подносы, по 2 стакана на каждого ребенка – пустой стакан и стакан с «грязной» водой, воронки, ватно- марлевые фильтры), клей - карандаш по количеству детей, плакат с иллюстрацией планеты Земля, вырезанные изображения животных и растений, дымящихся заводов, костров, бытового мусора, мяч. 4

Ход занятия:
Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь» Дети под музыку входят в зал и приветствуют гостей. Воспитатель: - Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Организационный момент.
Слайд1(Детский сад) Воспитатель предлагает детям игру на эмоциональное разыгрывание. Воспитатель: А теперь давайте подарим улыбки друг другу: Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку. Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас сегодня в космическое путешествие. А на чём мы отправимся в космическое путешествие? Ответы детей Воспитатель: Сначала нам нужно надеть скафандры: надеваем скафандр на правую ногу, затем - на левую ногу, надеваем правый рукав, потом - левый. Застегиваем молнию, ремни, одеваем шлем. Занимаем свое космическое кресло, пристегиваем ремни. Дети садятся на стульчики, звучит космическая музыка Воспитатель: И так, приготовились! Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск! Внимание! Наш корабль устремляется вверх, все меньше и меньше 5
становятся деревья, дома, наш город и вскоре мы теряем его из вида. И вдруг, будьте внимательны, что это? Слайд 2(Планета Земля) Воспитатель: Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад и стар, Что она - большущий шар. Что это за шар, который мы видим из Космоса? Ответы детей (планета Земля) Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о планете Земля, которое подготовила для нас Полина. Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, И называется Земля. Воспитатель: А почему Земля – это твоя, моя или точнее наша планета? Ответы детей (Потому что мы живём на этой планете) Воспитатель: А на других планетах существует жизнь? Ответы детей (нет) Воспитатель: Да, только на нашей планете существует жизнь. Воспитатель: А кто живёт на планете Земля? Ответы детей (растения, насекомые, рыбы, птицы, звери и люди, т.е. мы с вами) Воспитатель: Мы с вами живем в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего обычного дома, то попадаем в другой мир. Это мир природы. Ребята, что можно назвать нашим общим домом? Ответы детей (Планета Земля) 6
Воспитатель: Вы правы, Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых и растений. Воспитатель: Посмотрите, сколько всего замечательного на Земле! Слайд 3 (показ серии слайдов о многообразии жизни на Земле)
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Воспитатель: Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете обитателей планеты Земля. Мы с вами поиграем в игру «Назови одним словом». Я буду называть различных животных или растения, а вы мне будете называть общее слово, которое обозначает группу, к которой они относятся. Дети встают в круг и воспитатель проводит игру, кидая каждому ребенку мяч 1) Кошка, собака, корова, лошадь (Домашние животные) 2) Жук, бабочка, муравей, стрекоза. (Насекомые) 3) Берёза, клён, ель, липа (Деревья) 4) Окунь, акула, щука, скат (Рыбы) 5) Жираф, бегемот, лев, зебра (Африканские животные) 6) Василёк, ромашка, одуванчик, колокольчик (Цветы) 7) Синица, воробей, снегирь, ворона (Птицы) 8) Белка, волк, лиса, медведь (Лесные животные) 9) Тюлень, морж, белый медведь, северный олень (Животные севера) 10) Женщина, мужчина, девочка, мальчик (люди) Дети садятся на стульчики Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на нашу планету поближе, всё ли в порядке у нашей планеты? Слайд 4 (грустная планета) Ответы детей (Земля грустная, она плачет) Воспитатель: Скажите мне, а когда вы плачете? Ответы детей Воспитатель: Земля живая, и как всё живое, она может заболевать. А болеет Земля из-за нас, из-за того, что люди не берегут Землю, свой голубой шар. Земля просит нас о помощи. Хотите помочь своей планете? Ответы детей (Хотим) 7
Воспитатель: В одном лесу нашей планеты случилась беда. Нам нужно срочно возвратиться из нашего космического путешествия обратно на землю и отправиться туда, посмотреть, что же произошло и постараться помочь.
Физкультминутка
(дети встают в рассыпную) Звучит волшебная музыка Воспитатель: Повторяйте за мной: Нужно нам закрыть глаза, Сделать два больших прыжка, Руки вытянуть вперед, А затем наоборот. Как листочки покружиться. Чтоб в лесу нам очутиться. Вот так чудо из чудес: Мы попали с Вами в лес! Слайд 5 (Лес) Стоят декорации деревьев. Под деревом имитация речки (ткань). На ткани разбросан различный мусор. Сидит девочка, одетая в костюм речки, и «плачет». Звучит музыка леса Воспитатель читает стихотворение С.Погореловского «Здравствуй, лес!» Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: 8
Ты же видишь, мы свои. Воспитатель: Слышите, кто – то плачет. Подходят к девочке, переодетой речкой. Воспитатель: Что случилось речка, почему ты плачешь? Речка: На моем берегу отдыхали люди. Они весь мусор побросали в воду. Вода стала очень грязной, и погибло много рыбок! Воспитатель: Н е печалься, реченька, твоей беде мы поможем. Ребята, что нужно сделать с мусором? Ответы детей (собрать в пакеты и выбросить в мусорный контейнер)
Игра «Очистим планету от мусора»
Все дети с целлофановыми пакетами убирают оставшийся на поляне «мусор», и складывают в одно место (корзину для мусора). Воспитатель: Речка, посмотри, мы весь мусор убрали. Речка: Спасибо вам большое. Воспитатель: Ребята, а как мы можем помочь речке очистить воду, чтобы рыбы опять смогли в ней жить? Ответы детей (мы можем её очистить с помощью фильтра) Воспитатель: Речка, наши ребята умеют фильтровать воду. С помощью чего фильтруют или очищают воду? Ответы детей (с помощью фильтра) Проводится опыт «Очистка воды» (воспитатель объясняет и показывает)
Опыт «Очистка воды»
Воспитатель: Подойдите к столам. Перед вами в стаканах вода из нашей реки. Через стенки стаканов видно, что вода из реки грязная? Ответы детей (да) 9
Воспитатель: Мы займемся тем, что постараемся очистить воду. Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Посмотрите, как работает фильтр. Слайд 6 (Фильтр воды) Воспитатель: Фильтр пропустит только воду, а, частицы грязи останутся. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду из реки в воронку с фильтром. Сначала воспитатель, затем дети проводят опыт Воспитатель: Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Ответы детей (да) Воспитатель: Речка, посмотри, мы очистили твою воду, и теперь ты снова можешь радостно журчать, а в твоей воде снова будут плескаться рыбы! Воспитатель: Ребята, а мы сможем прожить без воды? Ответы детей Воспитатель: Почему? Ответы детей (чтобы пить, это дом для рыб и других обитателей рек и морей) Воспитатель: Без воды немыслимо существование всех живых организмов, ведь нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Без воды жизнь погибнет. Человек, например, может прожить без воды только 7 дней. Воспитатель: Послушайте стихотворение о воде, которое подготовила для нас Соня: Хочу, чтобы вода в речке стала чистой! Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда! Пусть чистой остается в них на веки Студеная, прозрачная вода! Речка благодарит детей и убегает 10
Воспитатель: Ребята, мы с вами находимся в лесу. А в лесу много растений. Какие растения вы знаете? Ответы детей (травы, деревья, кустарники, цветы) Воспитатель: А зачем нужны растения? Ответы детей (они лечат, очищают воздух, используются в пищу, просто для красоты) Воспитатель: Да, главная работа растений – это очистка воздуха. Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Давайте проведем еще один опыт: попробуем закрыть рот и нос. Сколько времени мы сможем не дышать?
Опыт «Воздух необходим для жизни»
Ответы детей (очень мало) Воспитатель: Человек может жить долго без пищи, немного без воды, а без воздуха он может прожить очень мало - лишь несколько минут. В чем мы сейчас и убедились. Всё живое на Земле не только нуждается в воде, но и дышит. Дышат растения, рыбы, животные и, конечно, человек. Воспитатель: - Что же мешает воздуху быть чистым, что отравляет воздух на нашей планете? Ответы детей (заводы, дым, машины, газ, вырубка деревьев) Показ слайдов 7 (серия слайдов о загрязнении воздуха и вырубке лесов) Воспитатель: Гудят заводы, всюду пыль, Бежит, дымит автомобиль. А между тем деревья стонут, В грязи и пыли просто тонут. А чтоб построить нам заводы Рубят лес и губят воды. Стала грязной наша вода, 11
От растений нет и следа. Отнят дом у наших зверей, Птицам, рыбам плохо теперь. Воспитатель: Заводы, дым, выхлопные газ от машин, вырубка деревьев – все это отравляет воздух на нашей планете. Как же мы можем помочь нашей планете, что нужно делать, чтобы на планете было как можно больше чистого воздуха? Ответы детей (нам нужно как можно больше сажать деревьев, кустарников, цветов и беречь те, что уже растут)
Физкультминутка «Деревья»
Звучит музыка Воспитатель: Сейчас я вас заколдую, и вы тоже станете деревьями. И попробуете очистить воздух в этом лесу. Расставьте ноги на ширине плеч, представьте, что это ваши корни. Чувствуете, как они крепко держат вас в земле? Поднимите свои веточки-ручки и пошевелите листочками-пальцами. А теперь помашите веточками-ручками. Слышите, какой ветер поднялся? Да, замечательные деревья выросли в нашем лесу. Но пора опять превращаться в людей. Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы смогли помочь нашей планете, мы убрали мусор, очистили воду, очистили воздух, превратившись в деревья, и наша планета снова улыбается. Слайд 8 (Улыбающаяся планета) Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы наша планета - Земля стала ещё прекраснее? Ответы детей (да) Воспитатель: Тогда давайте её вместе украсим: подарим ей ещё больше птиц, насекомых, деревьев, цветов, зверей, рыб. И планета нам будет благодарна. Воспитатель: Сейчас мы с вами скажем волшебные слова и окажемся в саду: Звучит волшебная музыка Снова мы глаза закроем, Руки вытянем вперед, 12
Как листочки закружимся, И в саду все очутимся. Слайд 9 (планета Земля с её обитателями)
Коллективная аппликация «Земля – наш общий дом»
Воспитатель: Подойдите к столу. Здесь для вас уже приготовлена иллюстрация с изображением планеты Земля и силуэты всего живого, что есть на планете, здесь и цветы и деревья, и животные и птицы и насекомые и рыбы – всё то, что радует нашу планету, но есть здесь и силуэты заводов с дымящимися трубами, костров, мусора – того, от чего наша планета расстраивается, и даже болеет. Также у вас есть клей – карандаш. Сейчас вы сядете за стол и сделаете аппликации. На изображение планеты Земля вы наклеите только то, что вы хотели бы видеть на Земле в изобилии (цветы, грибы, деревья, трава, бабочки, птицы и пр.) что радует планету, а то, что заставляет её огорчаться – оставите. Будьте внимательны. Звучит спокойная музыка и дети приступают к работе. В процессе выполнения задания воспитатель поощряет замыслы детей, подсказывает, как лучше расположить детали на аппликации. После того как дети выполнят задание, воспитатель предлагает показать получившуюся работу гостям и рассказать им, что у них получилось. Воспитатель: Давайте расскажем нашим гостям, что же мы с вами можем сделать, чтобы воздух на планете был чистый, водоемы были чистыми? Что нужно делать, чтобы сохранить леса, луга, животных, птиц? Дети становятся полукругом и читают стихи (звучит спокойная музыка) Наша планета - Земля Очень щедра и богата: Горы, леса и поля – Дом наш родимый, ребята! (Соня) Мы не гости на планете И Земля – наш общий дом, Будет в нём светло и чисто, Если мы его спасём. (Арина) Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. (Илья) 13
Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нету! Развеем над нею и тучи, и дым, В обиду её никому не дадим! (Миша) Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами, (Настя)
Хором:
Такая планета нужна нам всем с вами! Воспитатель: Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса - все, что окружает нас. Мы должны стараться постигать тайны природы. Давайте лучше узнаем окружающий мир, а, узнав - по- настоящему полюбим его, а полюбив - будем беречь. Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями и вернемся в группу. Дети прощаются с гостями и выходят из зала под песню «Расцветай, моя Земля!» После занятия дети вместе с воспитателем размещают свой плакат в группе. 14
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКИ
1.

Звучит музыка из кинофильма «Усатый нянь» (ЗАХОДИМ)

Дети садятся на стульчики, звучит КОСМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

Звучит ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА (для попадания в лес)

Звучит МУЗЫКА ЛЕСА (Я ЧИТАЮ СТИХ)

Звучит МУЗЫКА ДЛЯ ДЕРЕВЬЕВ (МЫ - ДЕРЕВЬЯ)

Звучит ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА (для попадания обратно в сад)

Музыка для аппликации (СПОКОЙНАЯ)

Музыка для стихов (ЛИРИЧНАЯ)
9.
Музыка уход про планету

(МОЖНО ДЕТСКУЮ ПЕСНЮ ПРО

ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ)
песня «Расцветай, моя Земля!» 15

НАДЕТЬ ИЛИ ОДЕТЬ?

Это два разных слова. Оба правильные - зависят от

контекста.

Надевают на кого-то или на что-то

(в том числе на себя),

одевают кого-то или что-то (но не себя).

Однако можно сказать "одевайся".

Запоминайте:

надеть-снять

одеть-раздеть

ПРИМЕР:

Надеть пальто - снять пальто

Одеть ребенка - раздеть ребенка
16
РЕКВИЗИТ Флешка с презентацией Диск с музыкой Стулья Два стола под опыты Стол под аппликацию Клей карандаш Плакат с землей Две миски с животными растениями заводами Подносы Стаканы с грязной водой Стаканы пустые Воронки Марли Ваты Фартуки? Салфетницы с салфетками Дерево Ёлка Речка Накидка на речку Сарафан Кокошник Поляна с цветами Куст? Мусор Мусорная корзина и пакет Мяч Шпаргалки со стихом про лес и про заводы 17

Занятие по экологии в средней группе

Тема: «Как звери к зиме готовились?».

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.

Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»

Воспитатель задает детям вопрос:

Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей).

Ребята, а вы хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?

Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?

Дети : Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)

Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

Дидактическая игра «Опиши картину».

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)

Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)

Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)

Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель задает вопрос детям:

Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?

Послушайте интересную историю про белочку:

Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Опытническая работа.

Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)

Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

Дидактическая игра «поможем белочке собрать запасы на зиму»

Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)

Что такое берлога? (это домик для медведя)

Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)

Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)

Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей)

Буратино предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:

Где может быть его друг?

Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

Гномик приветствует Буратино и ребят:

Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?

Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (на паровозике)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Что вам больше всего запомнилось?

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (дети садятся)

Загадки.

1. Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

3. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

Мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)

А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.