Развитие мелкой моторики посредством квиллинга у детей. Самообразование квиллинг Самообразование по квиллингу

Жирякова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №11
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 08.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Опыт работы воспитателя Жиряковой Надежды Владимировны. Приоритетным направлением в моей работе является
«Развитие тонкой

моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего

дошкольного возраста».

Цель:
проводимой работы – обучить детей 2 младшей группы технике обработки бумаги «квиллинг» посредством систематической и последовательной работе с постепенным усложнением уровня выполнения работ и совместной деятельности детского сада и семьи по освоению данного вида конструирования.
Задачи
: познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу), составлять из них различные композиции от простых до более сложных. Посредством занятия квиллингом повысить у детей уровень развития тонкой моторики, развивать мышление, внимание, память, творческие способности. В процессе работы привить детям эстетический вкус, интерес к творческому труду. Организовать работу с родителями по ознакомлению с квиллингом с использованием разных форм (мастер-класс, консультация, практикум, оформление выставок совместных работ, мультимедийные просмотры). В моей работе использует такие пособия, как «Квиллинг. Волшебство бумажных завитков» С. Букина, М. Букин, «Узоры и мотивы из бумажных лент» Д. Дженкинс, «Популярный квиллинг» У. Хелен, «Развитие и обучение. Воспитателям и родителям» В. Н. Белкина. Я определила пути реализации обучения детей 2 младшего возраста группы технике обработки бумаги «квиллинг» посредством создания условий (предметно- развивающей среды, методического обеспечения, ТСО), обновления содержания, форм и методов работы с детьми, просвещения родителей, пропаганды среди них данного вида конструирования. В работе с детьми я использую такие формы и методы, как подгрупповая деятельность, чтение познавательной литературы. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Активно использую мультимедийные средства для
обучения детей технике квиллинга. Предметно- развивающая среда группы и веранды способствует и побуждает детей к данному виду творчества. Елена Борисовна использует игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т.д В результате проводимой работы у детей 2 младшей группы эффективно развивается тонкая моторика руки. Уровень развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук становится более целенаправленным. Особо важен показатель улучшения развития сложно- координированных движений ведущей руки. Значительно улучшились у воспитанников показатели развития речи, мышления, памяти, внимания, связной речь. История квиллинга. Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции. Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» и переводится как «птичье перо». Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги: чтобы получить тонкую спираль для композиции, длинные полоски бумаги накручивались как раз на него. История квиллинга довольно необычна. Это искусство переходило от запада к востоку и обратно, обогащаясь национальными особенностями разных культур. Вполне возможно и то, что появление квиллинга относится к разным культурам. Хотя происхождение квиллинга нигде не зарегистрировано, некоторые считают, что этот вид искусства появился сразу после изобретения бумаги в Китае в 105 году нашей эры. Другие источники полагают, что этот вид искусства существовал в древнем Египте. Очевидно одно – у квиллинга богатая история. Считается, что в 300-ых и 400-ых годах серебряными и золотыми полосками украшали колонны и вазы, а также используя эту технику, создавали прекрасные ювелирные украшения. К 1200-ым годам этот вид искусства был очень популярен. В Корее бумагокручение приобрело характерные, присущие искусству Востока качества. Каждая работа восточного мастера может требовать огромного времени на изготовление, отличаться величайшей
тщательностью, тонкостью и состоять из сотен мельчайших деталей, объединенных в одну совершенную композицию. В Корее квиллинг входит даже в школьную программу, а так же считаться видом национального искусства. В Европе искусство бумагокручения возникло в эпоху ренессанса, в конце XIV - начале XVI века. Создавать миниатюрные украшения из позолоченной бумаги, которую частенько вырезали из позолоченных полей книг, научились монахини в католических итальянских и французских монастырях. Вполне возможно! Ведь таинственный и неспешный мир средневековых монастырей вполне располагал к несуетной работе во Славу Божию. Монахини украшали при помощи квиллинга книжные обложки и предметы религиозного культа. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако в Англии, в музее Виктории и Альберта в Лондоне хранятся многие творения принцессы Елизаветы, которая всерьёз увлекалась искусством квиллинга. XVIII веке филигранное кружево из бумаги стало популярно в Европе, в те времена девушки обучались рукоделию в специальных школах, это было одно из немногих занятий позволительное женщинам из высших слоев общества. Почему – именно из «высших»? – Вполне понятно, что качественная разноцветная бумага была когда-то весьма дорогостоящим материалом, свободно использовать которую мог только привилегированный класс. В XIX веке это уже было любимым дамским развлечением. Украшения из квиллинга применялись повсеместно: на шкафах и стойках, кошельках, дамских принадлежностях, картинах и рамах, корзинах, гербах и винных бочках. Квиллинг очень активно применялся и в украшении мебели, некоторая мебель изготавливалась со специальными углублениями в лицевых панелях под бумажное кружево. Так же квиллинг использовался в сочетании с вышивкой, живописью и другими видами искусства. Но большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает
личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Предлагаемая работа по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Эта работа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником,
дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал (бумага) приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Работа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). «Весёлый завиток» - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной работы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель работы
– научить детей новой технике обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи работы:

Обучающие:
 Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. Обучать различным приемам работы с бумагой.  Формировать умения следовать устным инструкциям.  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.  Обогащать словарь ребенка специальными терминами.  Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:
 Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.  Развивать мелкую моторику рук и глазомер.  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.  Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе работы:
 доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и дошкольника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);  научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Работа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл
работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение работы по данной теме:
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы) Работа по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста», рассчитана на 2 года. Для ее успешного выполнения на занятии численность детей в группе должна составлять не более 12 человек. Годовой курс работы рассчитан на 72 часа, 3 занятия по 20 минут. Группа формируется из детей в возрасте от 3-7лет.
Формы и методы:
В процессе занятий используются различные формы их проведения: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

о
бъяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;  репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;  исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

дошкольников на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты:
В результате проведённой работы по данной теме «Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста», дошкольники:  научатся различным приемам работы с бумагой;  будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;  научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;  будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;  разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.  познакомятся с искусством бумагокручения;  овладеют навыками культуры труда;  улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации работы по данной теме
 Составление альбома лучших работ.  Проведение выставок работ дошкольников: в детском саду, в городе.  Участие в выставках детского прикладного и технического творчества.
Техническое оснащение занятий и инструменты для квиллинга
Для занятий необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка. Подробнее:
Пинцет.
Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. они могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы.
Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей.
Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Техника квиллинга
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.
Бумага для квиллинга
Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
Литература:
- Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». -Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».
-Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». - Е. Котаргинова «Квиллинг». Бумажная пластика. 2008. - А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань». Айрис-Пресс. 2010. -Диана Боден «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг» и др. - Журнал «Радуга идей (квиллинг)» №8 (14) 2012г. - Журнал «Радость творчества: Фантазии из бумаги (квиллинг)» №6 2012г. -Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике- 3» Москва 2009

Организация: МБДОУ «Детский сад № 17 с. Озерское»

Населенный пункт: Сахалинская область, с. Озерское

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие точных движений, или, как их еще называют, мелкой моторики. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками.

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Эта тема очень актуальна в современном мире.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики является важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень ее развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями; держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать и лепить.

Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием.

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно - манипулятивнаядеятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет понимать, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество – игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть, ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, общаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представления о неизменности существования предметов.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет.

Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в 6-ти летнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев.

В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, так как они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приемами.

Квиллинг является отличным средством закрепления этих навыков.

При проведении непосредственно образовательной деятельности, связанных с изобразительной деятельностью, аппликацией, конструированием из бумаги с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что у детей часто возникают трудности с использованием ножниц, складыванием бумаги, умением держать мелкие детали, т.е. слабо развита мелкая моторика рук.

Для выявления уровня развития мелкой моторики, ее существенных особенностей, мною была проведена диагностика мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностики показали, что на начало учебного года почти у всех детей слабо развита мелкая моторика рук.

Я провела родительское собрание, где рассказала о важности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и, особенно у детей подготовительной к школе группы. Затем я предложила организовать кружок с использование технологии квиллинг - «Бумажная симфония», где с согласия родителей и по желанию могут заниматься дети старшего дошкольного возраста.

Родители выразили свое согласие и, составив план работы, я начала заниматься с детьми квиллингом.

Цель работы : Исследование влияния техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.

Исходя из цели, я поставила следующие задачи:

Проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движения рук;

Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;

Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

Можно сказать, что предлагаемый вид деятельности – квиллинг, оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

Технология квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребенка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.

Квиллинг – это занимательное ручное творчество из бумаги для детей и взрослых, помимо получения эстетического наслаждения человек развивает творческое мышление, терпение, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук. Бумага – материал доступный каждому. Она дает большой простор для творчества. Дает возможность ощутить себя художником – безгранично творческим человеком.

Бумага – первый материал, из которого мы с детьми начинаем мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. В своей работе по обучению дошкольников технологии квиллинг я учу детей скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Для работы в этом виде рукоделия я готовлю необходимый материал, инструменты и провожу с детьми беседу о том, как правильно и безопасно пользоваться необходимым инструментом:

slottedquillingtool» - желательно купить. Это металлический стержень с прорезью и удобной ручкой. В прорезь вставляется бумага и накручивается ролл;

Со временем можно использовать другой инструмент. Он состоит из тонкого металлического стержня без прорези с ручкой. Бумага крутится на стержень. Это требует определенного навыка и сноровки, но в результате получается тончайшее отверстие в центре ролла;

Пинцет с заостренным носиком я использую для работы с мелкими деталями, удерживая заготовки при приклеивании, при сборке готового изделия. Дети пользуются пинцетом по желанию, им больше нравится ощущать детали пальчиками. Если нам не хватает инструментов, то для накручивания роллов я использую и стержень от шариковой ручки или зубочистку, в которых предварительно делаю продольный неглубокий надрез.

Для цветов с бахромой нужен инструмент «fringer». Внешне он напоминает степлер, при нажатии он режет бумагу и продвигает полоску. Вместо машинки для нарезки бахромы я также использую обычные ножницы, для ускорения процесса нарезки полоску нужно сложить вдвое или вчетверо – нарезать, развернуть, а потом накрутить ролл. Вместо шаблона для квиллинга с кругами необходимого для распускания роллов можно использовать офицерскую линейку, трафарет или треугольник с кругами;

Обжиматель служит для гофрирования бумаги. Работа с гофрированной бумагой придает объем и рельефность поделкам. Также в магазинах можно приобрести гофрокартон, из которого можно делать объемные работы.

Для петельчатого квиллинга я использую пробковую доску, английские булавки, гребень с длинными зубьями;

Ножницы я использую для нарезки полосок, бахромы, для вырезания разных вспомогательных деталей, лучше иметь и большие и маленькие. Для разнообразия работ пригодится декоративная проволока, глазки разных размеров – это также я приобретаю в специализированных магазинах.

Украшая изделие в технике квиллинг,я использую самую разнообразную фактурную бумагу, например, использую ее как фон работы. Здесь подойдет и бархатная бумага, и гофрированная, и с различными рисунками, и блестящая, и любая другая. И, естественно, готовая работа выглядит лучше, если ее поместить в рамку. Для сохранения объемных композиций, использую глубокие рамки со стеклом или специальные колбы разных размеров. Также мы с детьми выполняем работы в коробке от конфет с широкими краями, это своеобразная рамка.

Для различных надписей, например, при изготовлении открыток, нам нужны наклейки с алфавитом. Иногда для работ я использую вырубку из плотной бумаги с рисунком листьев, травы, птиц или животных. Иногда изделия нуждаются в прорисовке или дорисовке. Я запасаюсь универсальными акриловыми контурами, сухой (акварельной) пастелью, ручками с блестками, цветными карандашами, а также маркерами разных цветов.

Ножницы с фигурными лезвиями, фигурные дыроколы могут пригодиться для оформления картона или бумаги. Также пригодится обычный канцелярский дырокол.

Многие работы, где элементами являются животные, насекомые, птицы, человечки требуют применения глазок, бусинок или бисера. Для обозначения прожилок на листьях, которые выполняются из крепированной бумаги, я использую дотц с кругляшками диаметром 2-3 мм. Он продается в магазинах материалов и инструментов для нейл-арта. Соломинки для коктейлей я применяю в качестве основы для длинных тонких конусов. Подойдут как украшение работ различные ленточки, паеточки, кружева, в общем, допустимо все.

Мы с детьми фантазируем, добавляем дополнительные материалы, смешиваем техники и наши работы сверкают большим количеством граней. И мы радуем своими работами себя и окружающих.

В своей работе по обучению дошкольников технологии квиллинг, я учу детей скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму. Одним из самых распространенных элементов является «капля». Для ее изготовления мы с ребятами делаем свободный ролл необходимого диаметра. Затем двумя пальцами берем ролл за плоские стороны, распределяя его приблизительно пополам, и несильно прижимаем так, чтобы навивки при этом равномерно распределились, затем сильно сжимаем пальцы, чтобы зафиксировать элемент. При необходимости в нескольких одинаковых деталях, ролл надо держать водном положении, относительно места склейки и направления навивки. Лучше вначале сделать все заготовки – роллы, а потом сжимать их для получения «капли».

Следующий элемент «листочек» - также изготавливается из свободного ролла нужного диаметра. Вначале делаем элемент «капля». Аккуратно левой рукой придерживаем элемент за широкую часть капли с плоских сторон. Двумя пальцами правой руки проводим по вертикальным поверхностям узкой части «капли», и слегка загибаем ее к себе.

«Глаз» - основа- свободный ролл. Ролл с обеих сторон берем указательным и большим пальцами обеих рук так, чтобы у него было симметричное расположение. И одновременно несильно пальцы сжимаем, даем навивкам равномерно распределиться. Сгиб заканчивается сильным сжатием пальцев.

«Изогнутый глаз» выполняется из элемента «глаз». Не выпуская «глаз» из рук, пальцы передвигаем к его уголкам и немного смещаем руки в вертикальном направлении. Руки, направляя навстречу друг другу, сжимают элемент в горизонтальном направлении.

«Квадрат» - основа - свободный ролл. Сжимаем элемент «глаз», но без сильного сжатия, поворачиваем заготовку на 90 градусов и опять легко сжимаем как при сгибании «глаза». Затем усиливаем сжатие, и опять поворачиваем элемент и сильно сжимаем. «Квадрат» готов.

«Треугольник» - основа – свободный ролл. Сжимаем «каплю», но без сильного сжатия. Левой рукой берем за узкую часть и широкую прижимаем подушечкой пальца правой руки в направлении к середине элемента. Затем каждую из вершин поочередно фиксируем сильным сжатием.

«Полумесяц» выполняем аналогично «листику» на основе «капли». Точки сгиба должны располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга.

«Звездочка» - основа - элемент «глаз»,выполняем аналогично «квадрату», только точек сгиба 5, а не 4. Расстояние между сгибами одинаковое.

«Сердце» - основа – «капля», у которой с широкой стороны делаем вдавливание в сторону центра.

Таким образом, придумывая, мы получаем элемент практически любой формы, применяя знакомые приемы сгибания и меняя место точек сгиба.

Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Во время занятия я провожу пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

Осваивать технику бумагокручения я начинаю с детьми с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, а чтобы она не наскучила, я с дошкольниками играю с цветом, и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных роллов мы складываем элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще шесть – лепестки.

После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски я уменьшаю, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.

Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с ребятами я провожу работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта предлагаю детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

В конце второго года обучения технологии квиллинг, освоив основные элементы бумагокручения, воспитанники научились создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, свои композиции, подбирая фон и цветовую гамму, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции.

Проделанная работа убедила, что воспитательный процесс может стать положительным только тогда, когда он целенаправлен, последователен, систематичен, где используется продуманная система индивидуального подхода. В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.

В результате проведенной работы по развитию мелкой моторики, а также ознакомлению и овладению детьми технологией квиллинг, у детей сформировались следующие знания, практические умения и навыки:

Знание основных геометрических форм при выполнении базовых элементов квиллинга;

Умение следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий;

Умение скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу;

Умение пользоваться технологическими картами и схемами;

Умение составлять законченную композицию из частей, точно присоединять одну часть к другой;

Умение составлять композиции, выполненные в технике квиллинг;

Развитие мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей;

Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;

Развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;

Повысился уровень подготовки детей к школе.

Таким образом, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни.

Литература

  1. Букина С., Букин М.: Квиллинг: волшебство бумажных завитков Ростов/н/Д: Феникс, 2012.
  2. Бартковски Элли.: Чудесныйквиллинг. Композиции из бумажных лент. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013.
  3. Быстрицкая А.: Бумажная филигрань – М.: Айрис-пресс, 2011.
  4. Васина Н.: Бумажная симфония. – М.: Айрис-пресс, 2009.
  5. Восточный квиллинг: Техника. Приемы. Изделия/Центр бумажного творчества «ХандиАрт». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
  6. Зайцева А. Объемныйквиллинг – М.: Эксмо, 2013.
  7. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.: Знание, 1978.
  8. Ткаченко Т.А. «развиваем мелкую моторику», М.: Эксмо, 2007.
  9. Уолтер Хелен. Цветы из бумажных лент – М.: «Ниола-Пресс», 2012.
  10. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов, 2004.
  11. Юртакова Л., Юртакова А. Квиллинг:создаем композиции из бумажных лент – М.: Эксмо, 2012.

создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое другое, что интересует ребёнка. В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики рук. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Дети плохо умеют держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Поэтому развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, т.к. слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми для жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Самообразование на 2014-2015 учебный год

По теме:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И.П. Павлов

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами.

Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Целью своей работы ставлю: исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.

Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
- проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
- познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;
- воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

Чтобы обучение у детей происходило эффективно необходимо соблюдать условия:

  • Поэтапность и систематичность;
  • Привлечение родителей

Работу с детьми по обучению квиллингу лучше, начинать со старшей группы.

1 этап . Знакомство с инструментами и бумагой для квиллинга.

Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка. В дальнейшем, при условии заинтересованности родителей, можно приобрести специальный инструмент для квиллинга. Инструментом также являются: пинцет (для приклеивания мелких деталей), клей, ножницы.

Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 7мм. Её можно приобрести в готовом виде, а можно и нарезать самим. Нарезание бумаги может быть и подготовительным заданием к занятию квиллингом. Например, во вторую половину дети нарезают бумагу, а на следующий день в первую половину дня, происходит непосредственно совместная деятельность – квиллинг.

2 этап . Знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг.

Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Чтобы его выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты вставить в специальную прорезь на деревянной зубочистке или инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившийся круг немного раскрутится, у этого круга заклеиваем кончик.

Получив разреженный круг, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, квадрат, «капелька» и другие.

В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу несколько форм. Сначала научите выполнять разреженный круг и плотный круг, а результатом такого занятия станет коллективная работа, например на тему «Гроздь винограда», «Снеговик», «Ледяная горка» или любой другой предмет, который можно составить из кружков.

Освоив основную форму, можно научить выполнять ещё одну форму, например, «капелька» - разреженный круг прищипываем с одной стороны большим и указательным пальцами. Изготовив несколько «капелек», дети могут составить цветок, приклеив его на коллективную полянку или свою индивидуальную открытку.

Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку ко дню матери, ребёнок сам выберет какие цветы он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает, сколько нужно полосок бумаги и какого цвета.

Работа по обучению технике квиллинг, может проходить, как самостоятельная деятельность, а затем можно внедрять элементы квиллинга в разные виды деятельности. Например, в математические игры: изготовим столько-то кружочков, к ним прибавим столько-то квадратов, а ответ изготовим в треугольниках. Родители очень довольны такими занятиями, т.к. дети учатся задачки составлять, моторику развивают. Или, например, предлагаем ребятам завтра поиграть в сюжетно-ролевую игру «День рождения», а угощение изготовить сегодня: торты, сочни и булочки из картона украсить цветочками и листочками, выполненными в технике квилинг.

Материал: для занятий с детьми используются полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, полоски из гофрокартона, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, тонкая пластиковая палочка с расщелиной на конце.

Ожидаемые результаты:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности.

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации: «Квиллинг – нет ничего не возможного», «Квиллинг или бумажная филигрань», «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»

Работа с родителями

Закреплять умения и навыки по квиллингу дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга. И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей квиллинга, родители смогут ему помочь. Смогут помочь и при выполнении поделок для выставок в детском саду.

Консультация для родителей по теме: «Волшебный мир квиллинга», «Квиллинг не так уж и сложно - работаем с детьми дома», «Квиллинг интересная работа, развивающая мелкую моторику»

Отчёт по самообразованию

воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.

По теме:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

Квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Техника бумагокручения сначала вызывала трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы стали решаться. Во время занятия бумагокручением мною проводились пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

В начале года проводились занятия по ознакомлению детей с техникой изготовления простых деталей. Я знакомила детей, видами кручения бумажных полос, созданием различных форм деталей, необходимых для поделки, показывала способы соединения деталей, при помощи клея, прикладыванием или наложением одной на другую, учила выполнять действия аккуратно и осторожно.

На последующих занятиях давала детям более сложный материал, вырабатывая у них следующие технические навыки:

нарезать бахрому;

Скручивать и распускать рулончики до определенного размера;

Склеивать детали;

Придавать заданную форму деталям;

Приклеивать на фон и создавать композицию.

В начале года, работая с бумажными полосками, в ходе создания работы в технике квиллинг у детей, не всегда правильно получались детали заданной формы, что являлось следствием недостаточной координации движений пальцев рук;

Элементы композиции получались разного размера, что определялось недостаточным развитием глазомера;

Работа, не держала определенную форму или теряла ее, из - за неправильной дозировки клея.

Уже к середине учебного года, дети овладели всеми базовыми навыками, что позволило сосредоточиться на творчестве, заключающемся в самостоятельном задумывании и воплощении замысла художественной композиции самими детьми.

В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобрела уверенность, гибкость, точность, развился глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. У воспитанников сформировались первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.

Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.


Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста – это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Невозможно добиться результативной деятельности в обучении и овладеть элементарными практическими навыками без развития мелких мышц руки. Уровень сформированности навыков мелкой моторики становится показателем успешности ребёнка в разных сферах. Овладение трудовыми, изобразительными, музыкальными и графическими умениями осуществляется только при условии развития навыков мелкой моторики. Кроме того, ребёнок, имеющий высокий уровень её развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, у него высокие интеллектуальные и творческие способности.

В настоящее время у многих детей наблюдается и недостаточное развитие мелких мышц руки. Особенно слабо развита координация движения ведущей руки (т.е. умение держать ручку, карандаш или ножницы в качестве рабочего инструмента), способность детей работать в системе « глаз-рука» (срисовывать, копировать, повторять графические элементы), отсутствует гибкость и точность в выполнении практических действий (неуклюжесть и неряшливость). Это значительно осложняет работу педагогов в начальной школе при обучении детей письму и грамоте, развитию речи и ручному труду. В.А. Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее …». Именно поэтому развитие мелкой моторики руки в старшем дошкольном возрасте имеет первостепенное значение. Данной проблеме уделяли внимание многие учёные, педагоги, врачи и др. специалисты. Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М. Монтессори и др. Они сделали вывод о необходимости предоставления ребёнку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики и мускулатуры рук в период наибольшей восприимчивости к развитию движений, то есть от 0 до 6 лет. Доказали необходимость создания предметно-развивающей среды для детей с возможностью постоянного движения пальцами рук. Учёные Л.В. Занков, А. Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. считают, что нарушения в развитии мелкой моторики или недостаточное развитие её является одним из характерных симптомов умственной отсталости и нервно-психических расстройств. И.А. Грошенков, Т. Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.М. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты пришли к выводу, что правильно организованная работа по развитию мелких мышц руки может стать коррекционной для детей с различными логопедическими проблемами. По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой–Фоминой и Б.И.Пинским, была подтверждена связь между практической и интеллектуальной деятельностью. Исследования педагога-новатора М.М. Кольцовой подтвердили, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» и способствуют умственному и речевому развитию дошкольника. Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех ученых на то, что мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Именно мелкая моторика является показателем развития ребёнка.

С ранних лет ребёнка окружает предметная среда. Взаимодействие с ней осуществляется с первых месяцев жизни. Неосознанное наблюдение сменяется целенаправленным процессом изучения отдельных предметов окружающего мира. Хватательные действия, перекладывание из рук в руку, ощупыванием другие манипуляции позволяют развивать мелкие мышцы руки естественным способом. Со временем действия с предметами усложняются, а движения становятся более точными. Ребёнок учится держать чашку, ложку, может работать кисточкой и пластилином. В дошкольном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Дети учатся работать с карандашом, ножницами, координируют глазомер с точностью движений пальцев. У них легко прививаются навыки самообслуживания(Самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки, помогать по дому и т.д.). Кроме того, развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т.п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.

В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой квиллинг. Донателла Чиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. За несколько минут можно получить двух- и трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один в другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.

В результате изучения литературы было выявлено, что программ по ознакомлению с техникой квиллинг в дополнительном образовании недостаточно, но существует программа С.П. Плотниковой «Искусство квиллинга» Светлана Николаевна считает возможным «при некоторой корректировке методик и содержания деятельности» использовать данную программу в качестве основополагающей. На этой основе я смогла разработать модифицированную программу дополнительного образования детей по направлению «Квиллинг как способ развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» Мой курс рассчитан на 36 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут в группах 5-7 человек. Основной принцип обучения от простого к сложному. В ходе обучения раскрываются теоретические вопросы данного вида искусства и практические особенности. К концу обучения дети должны обладать определёнными знаниями и умениями. В течение всего срока обучения проводятся коллективные и персональные выставки детских работ. Квиллинг успокаивает, снимает напряжение и импульсивность, развивает вкус. Он полезен для развития пространственного воображения, фантазии и глазомера. Дети с удовольствием занимаются квиллингом и получают удовлетворение от своей работы.

В итоге рассмотрения вопроса о значении и развития мелкой моторики можно сказать, что работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно и систематически. Ей необходимо уделять внимание и дома, и во время специально организованных занятий, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Одним из таких является квиллинг. Задания должны приносить ребёнку радость. Главное – научить его сочетать приятное с полезным!