Потешки для самых маленьких детей. Стихи и потешки для малышей на все случаи жизни

Ни для кого не секрет, что малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем . Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года. Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки. И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)
Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)
Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.
Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)
Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!
Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!
Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.
Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.

Оксана Долганова
Картотека потешек для детей младшего дошкольного возраста

Потешки

Это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки. Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится, то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.

Потешки для кормления и умывания

1. «Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался.

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо.»

2. «Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки глядели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

3. «Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!»

4. «Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало»

5. «Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!»

6. «В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.»

7. «Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.»

8. «Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.»

9. «Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей.»

10. «Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.»

11. «Кран, откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!»

12. Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.»

13. «Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.»

14. «Нам водичка - добрый друг,

Скажут люди все вокруг.

Мы на руки все польем,

А потом играть пойдем.

Говорим тебе - спасибо,

Ты даешь ребятам силу.»

15. «Дорогие мои дети!

Я прошу вас, мойте чаще

Ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою:

Кипяченой, ключевой.

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едой,

После сна и перед сном.»

16. «Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Вот оно и не упало,

Мы не моем его сначала.

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.»

Потешки при кормлении

1. «А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот - тарелка, вот - еда.

Не осталось и следа.»

2. «На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Пей, дружок, томатный сок,

Будешь строен и высок.»

3. «Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.»

4. «Тень-тень - потетень,

В огороде-то плетень.

В избе печка топится,

Бабушка торопится:

Она репу печет,

По тарелочкам кладет».

5. «Утром завтрак у людей!

И у птиц, и у зверей.

Молоко из кринки пьют

Ваня и Егорка.

Зайцы овощи грызут,

А мышата - корку.»

6. «У котика в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели.

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

«Ротозей, ты, ротозей!

Если дали тебе кашку

Надо есть ее скорей!»

7. «Идет коза рогатая

За малыми ребятами

Кто соску сосет,

Молочка кто не пьет,

Иого-бу - забоду,

На рога посажу.»

8. «Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать.

Обед

9. «Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.»

10. «Посадим на ложку

Капустку, картошку - и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке - гляди!»

11. «Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.»

Полдник

12. «Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил - так убери.»

13. «Сначала он в поле большом

колосится,

Потом в амбаре крестьянском

хранится.

Затем он в пекарне печется

И мягким, душистым на стол

подается.»

Потешки во время одевания и раздевания

1. «Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша.

И для нас на ней растут

Пироги да каша!»

2. «Раз, два, три, четыре, пять -

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.»

3. Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!»

4. «Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.»

5. «Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.»

6. «Тушки-тутушки,

Где твои ушки?

Ушки в шапке,

Не достанут лапки.»

7. «Маша варежку надела:

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?»

8. «Раз, два, три, четыре, пять -

Собираемся гулять.

Завязала Машеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.»

9. «У нас в переулке сапожник живет,

Детишкам ботинки он чинит и шьет.

Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук (произнося эти слова, постукивайте по ботинку ребенка)

С утра и до ночи он чинит ботинки,

Чтоб были как новые после починки.

Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук (снова постучите по ботинку)»

10. «Мы пойдем сейчас гулять,

Но не будем замерзать.

Чтобы нам теплее стало,

Завернемся в одеяло!

Ленточка яркая!

Одеяло жаркое!

Только глазоньки да нос!

На прогулку! На мороз!»

ПОТЕШКИ «НА СОН, ГРЯДУЩИЙ»

1. «Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.»

2. «Мариночка сладенькая,

Спи, дочка маленькая.

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.»

3. «Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки - на муравушке,

Детки все по люлечкам.

Спят-поспят, всему миру спать велят.»

4. «Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Песни громко поет,

Ване спать не дает

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять,

Только глазки закрывать.»

5. «Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.»

6. «Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши»

7. «Ай, качи, качи, качи,

Улетели в лес грачи.

Не летают гули –

Все давно уснули.

Не скребутся паучки –

Влезли в норки у печи.

Только наша Оленька

Спать ложится поздненько.

Ходит сон по хате

В сереньком халате,

А Сониха под окном –

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька, усни.

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.»

8. «Ходит сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А Сониха - по другой-

Сарафанец голубой.

Они вместе идут,

Дрему Катеньке несут.»

9. «Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать»

10. «Ходит Сон

Близ Окон.

Бродит Дрема

Возле Дома.

И глядят:

Все ли спят.»

11. «Как у нашей бабушки семеро внучат.

Семеро-семеро с вечера не спят.

К каждому-то бабушка

С вечера приди.

К каждому-то бабушка

Песню заведи:

Про утенка, про котенка,

Про лисенка, про гусенка,

Баку про лебедушку,

Баку про зайчат.

Баюкает бабушка семерых внучат.»

12. «Спи-ка, Маша – солнышко,

Спи-ка, житно зернышко,

Спи, моя родная,

Рыбка золотая».

13. «Баю, баю, спать пора.

Гости едут со двора,

Со двора едут домой

На лошадке вороной.»

14. «Баю-баю, баю-бай.

Поскорее засыпай.

Баю-баю, спи-усни,

Угомон тебя возьми».

15. «Лю-ли, лю-ли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Они сели ворковать,

Куда деточку девать.»

16. «Баю-баю-баиньки,

Купим детке валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет детонька ходить,

Будет валенки носить.»

17. «Ах, ты котик серенький,

Хвостик у тебя беленький,

Брысь, котик, не ходи!

Мою детку не буди.»

18. «Ходит сон по горе.

Носит дрему в рукаве,

Всем детишкам продает, нашей Тане так дает»

19. «Люли, люли, баиньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Насте спать велят.»

20. «Люли, люли, люли, бай

Поскорее засыпай.

Уж я по воду пойду, Заек чаем напою.»

21. «Ходит сон у окон,

Ходит к Дреме на поклон.

Ты входи-ка, Дрема, в дом,

Напусти нам угомон».

22. «Байки-побайки, прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать,

Стали в дудку играть,

Начал Миша засыпать.»

23. «Бай-бай, бай-бай,

Ты, собаченька, не лай,

Петушок, не кричи

И Ванюшу не буди.

Мой Ванюша будет спать,

Да большой вырастать.»

24. «Ой люленьки, люленьки,

К нам летели гуленьки.

К нам они летели,

Мы на них глядели.

Летели, летели,

На березку сели.

А березка скрип, скрип,

А мой Вася спит, спит.»

25. «Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.»

26. «Потягушечки, потягушечки

Поперек толстушечки,

А в ручки хватушечки,

А в ножки ходушечки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже.»

27. «Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.»

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

1. «На кота потягушки,

На дитя порастушки,

А в ручки хватушки,

А в ножки ходушки,

А в роток говорунок,

А в голову разу мок!»

2. «Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.»

3. «Ночь прошла,

Темноту увела,

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Открыла ставенку.

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»»

4. «Мы спокойно отдыхали,

сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!»

5. «Ребятки, просыпайтесь!

Глазки открывайтесь!

Ножки потянитесь, ручки поднимитесь.

Мы сначала пойдем очень мелким шажком.

А потом пошире шаг, вот так, вот так.

На носочки становитесь,

вверх руками потянитесь.

Выше ноги поднимай и как цапелька шагай.

"Самолетики" на аэродроме сидели, а потом они полнетели.

Долго-долго по небу летали, затем приземлились, устали.

Мячик прыгал высоко-высоко.

Покатился далеко-далеко.

Он юлою закружился, вот уже остановился.

Наконец-то мы проснулись, и к делам своим вернулись.»

6. «Просыпайтесь, потянитесь, на бочок перевернитесь.

Слегка приподнимитесь, а потом - садитесь.

А теперь вставайте, движенье друг за другом начинайте.

По кругу мы шагаем и руки поднимаем.

7. «Потягуни - потягушечки

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше)

Потягуни - потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем, растем! Растем.»

Потешки при причесывании

1. «Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса -

Всему городу краса».»

2. «Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.»

3. «Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.»

4. «Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брагу

Целый день ходить лохматым»

Потешки с движениями

1. «Вышли мышки как-то раз (шагают)

Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)

Раз, два, три, четыре (хлопают)

Мышки дернули за гири.

(движения руками сверху вниз)

Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)

Побежали мышки вон» (бегут)

Зайка серенький сидит

2. «Зайка серенький сидит (Сидят, как зайчики)

И ушами шевелит. (делают ручками ушки на голове и ими шевелит)

Вот так, вот так

И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть. (хлопают в ладоши)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать. (прыгают, как зайки)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать. (2 раза)

Волк зайчишку испугал.

Зайка прыг и убежал.»

3. «Та-ра-ра ли, та-ра-ра,

Ушли кони со двора. (Дети идут, высоко поднимая ноги)

А ребятки их поймали,

На колхозный двор загнали». (двигаются прямым галопом)

4. «Еду, еду к бабе, деду (выполняют прямой галоп)

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке

На одной ножке (меняют ногу)

В старом лопаточке

По рытвинам, по кочкам.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку - бух!» (приседают)

Мишка косолапый

5. «Мишка косолапый

По лесу идет, (Бодро шагают)

Шишки собирает,

Песенки поет. (Приседают – собираем шишки)

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб. (Держатся ручками за лоб)

Мишка рассердился

И ногою – топ!» (Топают ногой)

Идет коза рогатая

6. «Идет коза рогатая (Приставляют к голове «рожки»)

За малыми ребятами.

Ножками – топ-топ! (Топаем ножками)

Глазками – хлоп-хлоп! (Зажмуриваемся и открываем глазки)

– Кто кашку не ест?

Кто молочка не пьет? (Грозим пальчиком)

Забодаю, забодаю!» (Бодаемся)

Две веселые овечки

7. «Две веселые овечки

Разрезвились возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок! (Весело прыгаем)

Скачут белые овечки

Рано утром возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Вверх до неба, вниз до травки.

Вверх до неба, вниз до травки. (Встаем на ножки, тянемся вверх. Приседаем, руки опускаем вниз)

А потом кружились (Кружимся)

И в речку свалились.» (Падаем)

Потешка является одним из многочисленных жанров устного народного творчества для малышей. Потешки предназначены для комментирования действий, которые ребенок производит со взрослыми. Главной ее пользой является то, что она позволяет ребенку научиться понимать речь, а также разнообразные жесты и движения.

В потешке слова имеют тесную связь с жестами, однако именно слово играет ведущую роль. Эти короткие стишки не является полноценным литературным жанром, а только видом прикладной литературы, поскольку несет в себе специфические задачи. В нашей стране потешки и прибаутки пользуются огромной популярностью. Их можно читать для самых маленьких детей - в возрасте до года.

Для чего читают потешки и прибаутки?

Целью потешки для новорожденных ставят обучение ребенка во время интересной игры - к примеру, когда взрослый произносит опеределенное слово, ребенок должен выполнить какое-либо действие, когда воспитатель говорит определенные слова. Известным примером такой игры для самых маленьких можно назвать "ладушки" - тут при слове "ладушки" ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах "на головку сели" - положить руки на голову. В процессе обучения ребенок начинает осваивать речь и произносить слова уже самостоятельно.

Крогде ребенок начинает подрастать, можно использовать для его обучения другие потешки. Например, можно их использовать в процессе обучения ходьбе, труду или каким-либо гигиеническим процедурам. Стишки позволяют ребенку жить по общим правилам и позволяют ему войти в мир более глубоко. Потешка является своего рода игровой школой жизни для самого младшего поколения.

В целом, такие стишки можно применять в таких случаях:

  • Когда ребенок просыпается
  • Во время умывания, расчесывания и других подобных гигенических процедур
  • Во время массажа
  • За приемом пищи
  • Во время купания
И во многих других случаях. Каждый вид потешек приносит свою пользу в развитие ребенка - таких видов существует достаточно много. Ниже будут подробнее рассмотрены основные виды детских стишков.

Просыпаемся с потешкой

Каждый знаком с таким выражением: "С какой ноги встанешь, с той и пойдешь". Это в особенности применимо к маленьким детям. Дети должны просыпаться в хорошем настроении. Когда ребенок просыпается, ему необходимо уделить немного внимания. Стоит сесть рядом с ним на кровать, обнять, погладить, прочитать какую-нибудь потешку. Это дает малышу определенную радость, которая будет с ним на протяжении всего дня. Потешки такого типа сопровождают пробуждение ребенка и комментируют те действия, которые ему целесообразно выполнить. Такие потешки, как и другие подвиды этого жанра, помогают ребенку настроиться позитивно, вместе с тем развивают его речевые способности. Читая потешки во время пробуждения, воспитатель также помогает ребенку быстрее проснуться, встать с постели и пойти в детский сад в хорошем настроении.

Кто - кто в этом доме живет?
Кто - кто вместе с солнцем встает?
Это Дашенька проснулась
Маме с папой улыбнулась
И, откинув одеяло,
вдруг сама на ножки встала!
Здравствуй солнышко
Колоколнышко!

Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки - ножки,
Потягушки - пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Дай - ка локоточек
Мама поцелует!
Славный мой сыночек!
Как тебя люблю я!

Потянушки - потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!

Мышка в гости пошла, бантик нацепила
(шагаем пальчиками по ручке ребенка снизу-вверх, доходим до ушка
Динь - динь - дона - дона (слегка дергаем за ушко)
А Мишаня (имя ребенка) дома?

Умываемся с потешкой

Как известно, редко какой малыш любит умываться. Этот процесс кажется ребенку скучным и, возможно, даже неприятным. А ведь человеческое тело необходимо содержать в чистоте, при этом умывать ребенка против его воли крайне недопустимо. Для того, чтобы ребенку понравилось умываться, нужно принести в умывание что-то интересное. Как правило, в этом помогают потешки. Если во время умывания читать тематических стих, ребенок будет проявлять интерес к умыванию и этот процесс не будет для него настолько скучным, а даже веселым. Кроме того, потешки помогут ребенку со временем научиться умываться утром и вечером самостоятельно. Стишки такого типа внушают ребенку, что в воде нет ничего страшного, а умывание полезно.

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Таня умывается,
Солнцу улыбается!

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Детка умывайся веселей!

Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли?
А глазки?
Забыли.

Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

Массаж с потешкой

Когда ребенок еще очень маленький, родители помогают ему выполнять . В это время можно попутно делать ребенку массаж. Массаж помогает укрепить состояние физического здоровья новорожденного, кроме того, это мероприятния нравится всем детям. Со временем ребенок начинает учиться выполнять упражнения самостоятельно, поскольку ему хочется повторить то, что за него делает мама или папа.

Потешка может усилить интерес ребенка к гимнастическим действиям, поскольку стишки для ребенка очень увлекательны. Кроме того, чтение стишков позволяет ребенку начать осваивать человеческую речь уже с месячного возраста - когда ребенок слышит знакомые слова потешки, он уже начинает готовиться к массажу и гимнастике.

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик)

(гладим малыша от головы до пяточек)

Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!

Хорошеньким - хорошок
Пригоженьким - пригожок
Стройненьким - стройнячок
А родненьким - родняшок.

Кушаем с потешкой

Малышу нужно питаться, чтобы быть здоровым и физически развиваться. ПРи этом питание должно быть правильным, а некоторые дети не любят есть какую-то определенную пищу. Многие, для того, чтобы дать ребенку весь комплекс нужных ему веществ используют в корне неправильные приемы.

Лучше всего сделать процесс приема пищи увлекательным и интересным для ребенка. Таким образом ребенок будет чувствовать обед игрой и сам не заметит, что он съелу целую тарелку того, что ему раньше не сильно нравилось. Можно читать ребенку потешки, которые в веселой форме комментируют процесс употребления пищи, при этом могут включать в себя особенности поедания какого-либо блюда и его название. Это поможет ребенку не только проявлять интерес к обеду, но и постепенно выучить названия тех блюд, которые он ест.

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет?

Каша вкусная дымится,
Надя кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
- Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку - за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
"Чем нам Машеньку кормить?"
Один скажет: "кашкою",
Другой - "простоквашкою",
Третий скажет - "молочком,
И румяным пирожком".

Утка-утёнка,
Кошка - котёнка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где ложечка?
Ешь на здоровьице!

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
***

Ай, ту-ту, ай, ту-ту,
Вари кашку круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.

Каша из гречки
Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила...

Досталось по ложке
Гусям на дорожке.
Цыплатам в лукошке,
Синицам в окошке.

Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!

Утка - утенка,
Кошка - котенка,
Мышка - мышонка
Зовут на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели,
А ты? Еще нет?
Где твоя ложка?
Ешь на здоровьице!

Купаемся с потешкой

Стишки, которые родитель читает, купая малыша - один из видов детских потешек. Эти стишки для самых маленьких также являются несколько своеобразным видом потешек, поскольку работают не только как отвлекающий прием, но и являются заговором. Эти стихи содержат в себе слова, имеющие особое значение. Этими словами можно избавиться от испуга и сглаза. Ведь в этом случае соединяются две главнейшие силы природы - вода и слово.

Произведения такого рода также, как и все остальные потешки, позволяют отвлечь малыша от скучной и, возможно, малоприятной для него процедуры, так, что ребенок будет воспринимать купание как интересную игру. Это является наиболее предпочтительным способом заставить ребенка купаться, и крайне нежелательным является использование альтернативных "народных способов".

Никто, никто, тирлим - бом - бом
Не может догадаться
Куда идёт весёлый гном
А гном идёт купаться!

Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу
Влезу сам
В большую ванну
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода -
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.

Мы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Катя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Катюшке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистая какая
Доченька родная!

***
(обливая малыша после купания)

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя
Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

(вытирая малыша после купания)

Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
и т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!

Подстригаем ногти с потешкой

Ни для кого не секрет, что ребенку нужно подстригать ногти. Это очень важная часть гигиены, к которой малыша обязательно следует приучить. Кроме того, это очень ответственное занятие, при выполнении которого нельзя допускать, чтобы ребенок ерзал. Известно, что редко какой ребенок любит эту процедуру.

Для того, чтобы отвлечь и заинтересовать маленького человечка, можно читать ему какую-то потешку в процессе подстригания ногтей. Так он будет намного спокойнее относиться к процедуре, к тому же, он со временем начнет проявлять к ней интерес, чтобы в дальнейшем выполнять это действие самостоятельно. Кроме того, как и все потешки, они способствуют развитию речевых навыков малыша еще до того, как его обучит этому воспитатель в детсвком саду.

Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Пальчик указательный –
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!
Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Любимые потешки

Любимые потешки как правило не являются отвлекающим приемом. Чтение таких стишков представляет собой самостоятельное занятие, которое позволяет развлечь ребенка, а также играют важную роль в его развитии - так, одна из наиболее популярных игр - "ладушки" несет в себе функции обучения и развивает реакцию новорожденного.

Любые потешки развивают речевые навыки, и особенно это относится к тем, которые предназначены для самостоятельного использования. Полезность таких игр доказана многими исследованиями, да и опыт множества поколений доказывает эффективность любимых потешек.

Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!

Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
- Я ходил в лесочек.
- Что видал?
- Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Куша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко -
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.

Куша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку…

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

Мишутка
Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка!

Идёт коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет -
Забодает,
Забодает,
Забодает!

Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите!
- Нам нельзя!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
- Так летите как хотите
Только крылья берегите!

Чей нос?
- Макеев.
- Куда идешь?
- В Киев.
- Что везешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Калач.
- С кем сьешь?
- Один!
- Не ешь один!Не ешь один!
(теребим малыша за носик)

Кисонька-мурысонька, где ты была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, что там делала?
- Муку молола.
- А что из муки делала?
- Прянички пекла.
- А с кем прянички ела?
- Одна!
- Не ешь одна, не ешь одна!

Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора.

В этой статье вы узнаете, в чем заключается польза потешек для малышей, познакомитесь с лучшими их примерами для развития движений, для отвлечения от боли, для успокаивания ребенка, для игр и инсценировок. Вы увидите, как усложняется содержание потешек в соответствии с возрастом ребенка.

Польза потешек для малышей

Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

Чем полезны малые фольклорные формы для всестороннего развития малышей:

  • Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого

Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

  • Развивают речь

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

  • Развивают мелкую моторику

Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

  • Имеют отвлекающий от боли, лечебный эффект

Ласковые слова потешек, произнесенные нежным голосом мамы или бабушки, отвлекают от боли, заставляют забыть об огорчениях. Существует мнение, что слушание потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Поглаживая и массажируя пальчики малыша под известную «Сороку-ворону», мама стимулирует работу мозга, желудочно-кишечного тракта и других внутренних органов.

  • Развивают музыкальный слух

Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

  • Развивают эмоции

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

  • Развивают чувство ритма

Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

  • Воспитывают малыша, дают образец для подражания

Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

  • Учат доброте, сопереживанию

С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям.

Виды потешек, лучшие примеры. Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой

Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.

Потешки-действия с повторяющимися движениями

Эти потешки помогут закрепить движения для развития . Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.

  • Мы ногами топ-топ-топ (топаем),

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем),
По дорожке мы шагаем (топаем),
И в ладошки ударяем (хлопаем),
Топ, топ, ножки топ!
Хлоп, хлоп, ручки хлоп!
Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)

  • Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),

Застучали много раз, будет весело у нас (хлопаем),
Кулачком сильнее бей (кулачком по ладошке),
Только ручек не жалей,
Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (кружимся)

  • Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),

Отморозил зайчик носик на опушке (прикрываем рукой),
Отморозил носик, отморозил хвостик,
И поехал греться (обнимаем себя)
К ребятишкам в гости.

  • Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,
И туда, и сюда повернемся без труда.

  • Мишка косолапый

По лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб..
Мишка рассердился
И ногою – топ!

Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия

Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться , одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

  • Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись,
Потягушечки, потягушечки!,
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

  • Водичка, водичка,

Умой Насте личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку,
Помоги, водичка,
Умыть Насте личико.

  • Тетка Агашка

Сшей мне рубашку,
Надо нарядиться –
Едем прокатиться!

  • Ванечка-Ванюша,

Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой, топни ножкой,
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку!

  • Это кто у нас? Мизинчик!

Бегал с нами в магазинчик!
Покупал игрушки, сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

  • Ай, лады, лады!

Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

  • Ай, бай, бай, бай!

Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.

Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:

  • Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!

  • Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе дубок, а на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная.
Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!
Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

  • Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть, или Ване снесть?
Я и сам укушу, да и Ванечке снесу.

  • Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

  • Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.

Едет целая семья, впереди идет свинья,
Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.
Кот и песик удивились – даже помирились.

Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий

Эти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.

  • От моей Оли

Уйдите боли,
На чисто поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.

  • У кошки боли,

У собачки боли,
У лошадки боли,
У Ванюши заживи.

  • У лисы боли,

У волка боли,
У моего сыночка
Боль на березку в лес улети!

  • Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.

  • У киски болит,

У собачки болит,
А у Машеньки моей
Не болит-не болит.

  • Раз зубок, два зубок –

Скоро Машеньке годок,
Хнычет Машенька опять,
Будем Машу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку –
Не мешайте Маше спать,
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!

Потешки для успокаивания малыша

  • Выйдет киска не спеша

И погладит малыша,
Мяу-мяу – скажет киска,
Наша детка хороша.

  • Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли,
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

  • Придет киска не спеша

И погладит малыша.
«Мяу-мяу» скажет киска,
Наша детка хороша.

  • Не плачь, детка,

Прискачет белка,
Принесет орешки
Тебе для потешки!

  • Не плачь, не плачь,

Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сразу три!

Потешки-диалоги. Учим по ролям, проговариваем, выполняем

Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.

  • — Кисонька-мурысенька! Ты где была?

— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
— Муку молола!
— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички!
— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна! (грозим пальцем)
— Не ешь одна, не ешь одна!

  • — Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили!
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали!
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечки с грибком,
С подосиновичком.

  • Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший! А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем, за мышами пойдем.
Один дедушка кот будет дома сидеть,
Да на печке лежать, нас с добром поджидать.

  • Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»,
Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»,
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»,
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

  • — Чики-брики, ты куда?

— Чики-брики, на базар!
— Чики-брики, ты зачем?
— Чики-брики, за овсом.
— Чики-брики, ты кому?
— Чики-брики, я коню!
— Чики-брики, ты какому?
— Чики-брики, вороному!

Потешки-песенки. Двигаемся, поем


Стихотворные игры, в которых дети подражают действиям взрослых, очень нравятся малышам. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:

  • Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили (поворачиваем голову).
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоняемся влево-вправо).
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так –
И из речки воду пили (наклоняемся вперед).
А еще они плясали,
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так –
Кверху лапы поднимали! (поднимаем ручки)

  • Пошел старик дорогою,

Дорогою, дорогою.
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
— Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается.
А старик ругается,
Ругается, ругается.

  • Ой, лады, лады (показать ладошки),

Не боимся мы воды (топнуть ножкой),
Чисто умываемся (имитация умывания),
Маме улыбаемся (развести ручки в стороны и улыбнуться)

  • Вот болотце на пути!

Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!

  • На лошадке ехали, в огород заехали (руки держат воображаемые вожжи),

Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопаем в ладоши)
Нам машине ехали, до угла доехали (руки держат воображаемый руль),
Би-би-би! Би-би-би! (давим на сигнал),
Паровозом ехали, до горы доехали (движения руки вверх-вниз),
У-у-у-у! (движение рукой сверху-вниз).

Потешки-игры. Играем, инсценируем

Развитие речи ребенка плавно стимулируют потешки-игры. Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.

  • У меня пропали ручки (спрятать их),

Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(аналогичные действия с ушками, глазками, носиком)

  • В руки мы берем совочек,

Сыплем желтенький песочек,
Помоги мне, не ленись,
Наш куличик, получись!

  • Идет коза рогатая

За малыми ребятами.
Кто кашку не ест?
Кто молочко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

  • Еду, еду! К бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом…в яму!
Бух!

  • Три-та-тушки! Три-та-тушки!

Едет Ваня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

Потешки по возрастам

Растет малыш, усложняется и содержание потешек. Если потешки для развития речи детей 1,5 года напоминают ласковые песни, их чтение обязательно сопровождается выразительными жестами, то по мере взросления ребенка на первый план выходит содержание. Шести-семилетние дети с удовольствием инсценируют их и самостоятельно рассказывают в лицах.

Для детей до года

Ритмичность веселых потешек, чтение которых сопровождается маминым пением и ласковым поглаживанием ручек, ножек и животика, помогают малышу знакомиться с окружающим миром и налаживать контакт с близкими людьми.

  • Ой, качи, качи, качи!

В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.

  • Как у нашего кота

Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

  • Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.
Чьи же это пятки –
Мягкие да сладкие?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорее, не зевай.
Одеяльцем накрывай!

  • Где же наши ушки?

Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!

  • Петушок, петушок,

Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?


Для детей 1-2 года

Именно в 1,5-2 года у малыша интенсивно развивается активный словарь. Рассказывание потешек способствует его пополнению, развитию образной речи.

  • Котя, котенька-коток,

Котя, серенький лобок!
Приди, котя, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу:
Дам кувшин молока, дам кусок пирога.

  • Ладушки, ладушки

Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала, детушкам давала.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два.
Хороши оладушки у нашей бабушки.

  • Огуречик, огуречик!

Не ходи на то тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!

  • Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А наш петя-петушок
Раным-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку!

  • Сидит-сидит зайчик

Под кустом, под кустом.
Охотнички едут
Едут-скачут в поле пустом,
Во поле пустом.
-Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я не ваш, я ушел.

Для детей 3-4 года

  • Тили-тили! Тили-тили!

Две козы траву косили.
Козочки молоденькие,
Хвостики коротенькие.

  • Как товар-то мой хорош!

Я продам его за грош,
Куплю волку кафтан,
А лисице – сарафан!
Белочке — сережки,
Зайчику – сапожки.
А медведю – балалайку,
Косолапый, поиграй-ка!

  • У медведя во бору

Сладких ягод наберу.
Не аукай, не кричи –
Спит хозяин на печи.
Ты на цыпочках ходи,
И его не разбуди!

  • На улице три курицы

С петухом дерутся.
В окошке три девицы
Смотрят и смеются:
«Кыш! Кыш! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!»

  • Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
К небу дым идет столбом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливает кошкин дом.
А лошадка – с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.
Раз! Раз! Раз! Раз!
И огонь погас!

  • Заря-заряница,

Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
И лес-то спит, и река-то спит,
Ходит сон у окон,
Оле спать велит.

Для детей 4-5 лет

  • Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел,
На печи калачи,
Как огонь горячи,
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются.

  • Лень-потягота, поди на Федота,

С Федота на Якова, с Якова на всякого,
А со всякого: и с Якова, и с Федота,
Уходи, ты, лень-потягота,
К себе на болота.

  • Наш козел-стрекозел

Очень умный был,
Он и воду носил,
Он и тесто месил,
И дрова рубит,
И деток кормил,
Деток кормил и приговаривал:
«Кушайте, козлятушки,
Кушайте, ребятушки,
Кашку-малашку
Да сладкие оладушки.

  • Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому,
Он головушкой помахивает,
Черной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой потряхивает.
Все колечушки-то: бряк-бряк-бряк!
Золотые они: звяк-звяк-звяк!

  • Я по лесу по зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб-боровик.

Для детей 5-6 лет

Весела была беседа,
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Овцы – в донцы,
Тараканы – в барабаны.

  • Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи.
Зря в окошко не стучи!
Брызни в поле пуще,
Станет травка гуще!

  • По дубочку постучишь,

Прилетает синий чиж,
У чижа, у чиженьки
Хохолочек рыженький.
А на лапке маленькой
Сапожочек аленький.
Чиж под солнышком летал
И головкой кивал.
— Кив, кив, не кивай!
В лес лети, гнездо свивай!

  • Ты, мороз, мороз, мороз!

Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уноси с собой.
А мы саночки возьмем
И на улицу пойдем,
Сядем в саночки – самокаточки.

  • У кота ли у кота колыбелька золота,

У дитяти моего есть покраше его.
У кота ли у кота периночка пухова,
У дитяти моего да помягче его.
У кота ли у кота изголовье высока,
У дитяти моего да повыше его.
У кота ли у кота занавесочка чиста.
У мово ли у дитяти есть почище его.
Есть почище его, да покраше его!

Для детей 7 лет

  • Сбил, сколотил – вот колесо:

Сел да поехал – ах, хорошо!
Оглянулся назад –
Одни спицы лежат!

  • По синю морю корабль бежит,

Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит,
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит,
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

  • Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла.
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не нашла едоков.

  • Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.
Он упал и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Таня с Маней увидали –
Прямо к Ване подбегали.
Прямо к Ване подбегали,
На добра коня сажали.

  • Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!

Основные выводы

Детские потешки можно использовать не только для развития речи. Эти образцы народного фольклора оживляют речь взрослых и детей, делают ее эмоционально насыщенной.

Краткость и небольшой объем позволяют детям запомнить потешки и самостоятельно их декламировать. Эти произведения сопровождают детскую жизнь с самого рождения. С их помощью малыши быстрее осваивают гигиенические навыки, засыпают и просыпаются, играют и успокаиваются во время плача.

Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию.

«Бабушка в очках»

«Кому что делать»

«Забывчивый зайка»

«Грабли»

«Цепочка»

>Большой и указательный пальцы одной руки соединить колечком. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков другой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д.

«Бегающий человечек»

Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, потом обеими.

«Ути-ути»

«Ладушки»

«Совушка-сова»

«Колпачок на колпачок»

«Опята и ребята»

«Сорока-белобока»

«Мальчик с пальчик»

«Сорока-ворона»

«Кулачок»

Руки лежат на коленях ладонями вниз.

«Тук-тук»

«Бараны»

«Дятел»

«Засыпалочка»

«Указочка»

«Пальчики»

Игры-потешки для детей от 2-х лет

«Червячки»

«Котята»

«Пять пальцев»

«Собака»

«Зайка и барабан»

«Мышонок»

«Гуси-гуси»

«Кулачки»

Песенки-потешки

«Купила бабушка…»

Купила бабушка себе курочку.
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе уточку.
Уточка тюрюх-тюх-тюх,Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок фалды-балды,Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

На слово «фалды» руки вправо, «балды» – влево

Показать руками, как плавает уточка

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе кисоньку.
А кисуля мяу-мяу…
Показать, как умывается кошка

Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка гав-гав…
Показать рукой собачьи уши

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе коровёнку.
Коровёнка муки-муки…
Показать пальцами рога коровы

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе поросёнка.
Поросёнок хрюки-хрюки…
Показать рукой пятачок поросенка

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе телевизор.
Телевизор время-факты,
Дикторша ля-ля-ля…
Развести руками широко в стороны

Изобразить руками синхронный перевод

(Перечислить все предыдущие покупки)

«Паучок»

«Ветер»

Поставить локти на стол, кисти прижать друг к другу основаниями, пальцы растопырить (крона пальмы).

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает. (2 раза)
Раскачивать руками в разные стороны, не поднимая локти
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит, (2 раза)
Положить ладони на стол и прижать друг к другу боковыми сторонами. Пальцы растопырить и согнуть (клешни). Шевелить «клешнями»
Чайка над водой летает Ладони соединить большими пальцами, остальные пальцы прижать друг к другу. Развести ладони в стороны, изображая крылья, и махать ими
И за рыбками ныряет, (2 раза) Слегка округлённые ладони сомкнуть, выполнять волнообразные движения
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони прижать основаниями друг к другу, а пальцы согнуть, изображая зубы. Открывать и закрывать «пасть»
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернуть ладони и повторить движения

«Часы»

Сесть на пол.

«У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) Хлопать по всему телу ладонями
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
Коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) Щипать себя, как бы собирая складки
На лбу, ушах… (и т.д.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) Поглаживать себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах… (и т.д.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) Провести рёбрами ладоней по телу
На лбу, ушах… (и т.д.)

«Поросята»

По очереди «идти» по столу каждым из пальцев обеих рук.

<Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Мизинцы
>Этот толстый поросёнок
Спинку об забор чесал.
Безымянные
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.
Сделать «фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.
Сжимать и разжимать кулачки<
Этот толстый поросёнок
Носом землю ковырял,
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
Что-то сам нарисовал.
Указательные пальцы
Ля-ля-ля-ля …
Этот толстый поросёнок –
Лежебока и нахал.
>Большие пальцы
Захотел спать в серединке
И всех братьев растолкал.
Сжать кулак, спрятав большой палец внутрь
Ля-ля-ля-ля …

Использованы материалы следующих сайтов: