Продуктивные виды деятельности нетрадиционные материалы. Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники продуктивной деятельности

На чтение 5 мин. Просмотров 26.5k.

Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста

Продуктивная деятельность дошкольников верное направление в подготовке будущего первоклашки к обучению.

Формирование, развитие и становление детской личности – это одно из наиболее актуальных, важных и ответственных направлений деятельности специалистов, занимающихся в области педагогики и психологии ребенка. Одна из главных задач, которая должна постоянно выполняться в этом направлении – применение разнообразных стилей, форм и методов, в том числе и продуктивная деятельность.

Важное значение

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей (педагогов, воспитателей). Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт.

Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.

Установлено благоприятное влияние на дошкольников в сфере развития графических навыков, а также выработке настойчивости и целеустремленности при овладении важными навыками.

Определение

Продуктивные виды деятельности детей — это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит:

  • разные способы собирания конструкций,
  • поделки из пластилина или специальной глины,
  • выполнение аппликационных работ, мозаики,
  • изготовление разных поделок,
  • более сложная работа – те или иные макеты.

Все продуктивные виды деятельности детей, перечисленные выше, выполняют ответственную функцию по развитию дошкольников. На этом основаны многие программы детских садов, разработанные для детей, не достигших школьного возраста. Направлена такая программа на их всестороннее развитие и воспитание.

Всестороннее развитие

Формирование данного вида деятельности детей происходит в детском саду под руководством опытных специалистов. В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития.

Происходит наиболее яркое и управляемое развитие свойств характера детей, становление их характера и индивидуальности.

Конкретные категории

Выработка художественно-эстетических качеств в процессе занятий по развитию ребенка, соответствует модулирующему типу продуктивной деятельности. Именно этот способ позволяет наилучшим образом дошкольнику отображать окружающую его действительность по своему собственному усмотрению.

И уже на основании сделанных выводов, полученная в итоге характеристика дает возможность самостоятельно формировать и создавать те или иные образы. Такой подход наилучшим образом влияет на развитие образного мышления детей, их умение применять воображение.

Совершенствовать у дошкольников эстетическое отношение ко всему их окружающему, — важная задача комплексного подхода к воспитательному процессу. Важность данной задачи переоценить трудно. Ведь только гармонично развивающаяся личность способна уметь видеть и чувствовать все, то прекрасное, что их окружает.

Немаловажная роль отведена данной методике развития детей и для достижения и формирования у дошкольников эстетических чувств.

Простое, казалось бы, занятие, — рисование. Однако именно такой способ занятий открывает перед воспитателями совершенно новые возможности для выработки собственного взгляда у малышей, развитии их эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.

Продуктивная деятельность открывает для дошкольников как будто новый мир красоты, существующей на самом деле, находящийся постоянно рядом с нами. Происходит формирование тех или иных убеждений, определяет поведение ребенка.

Сложно переоценить важность правильного нравственного воспитания детей дошкольного возраста, осуществляемая посредством применения продуктивного метода. Такая связь формируется и осуществляется в процессе выполнения различного рода практических детских работ. Направлены они на закрепление полученных сведений из окружающего мира, и выработку таких качеств, как:

  • наблюдательность,
  • активность,
  • целеустремленность,
  • самостоятельность,
  • терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию,
  • способность доводить все начатое до конца.

Продуктивный метод, заключающийся в процессе изображения, позволяет закрепить отношение к тому, что изображено. В этот момент ребенок особенно ярко переживает все те чувства, которые он испытал в процессе восприятия. Сама природа дарит нам широкую палитру цветов и красок, различных форм предметов, редкие и необычные природные явления.

Не остается в стороне и физическое развитие ребенка, и важную роль в этом процессе также играет испытанная продуктивная методика. Благодаря этому повышается уровень жизненного тонуса, улучшается настроение, общее состояние поведения и характера. Ребенок становится более подвижным, жизнерадостным, активным.

В процессе занятий вырабатывается правильная осанка, походка и другие важные физические качества маленького человечка. Кроме того, укрепляется мускулатура, улучшается общая координация движений.

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста продуктивной деятельностью подробно описана Мариной Шекалиной.

Итог

Помимо перечисленных положительных факторов, есть еще много других, прогрессивных показателей правильного развития ребенка дошкольного возраста. А сама продуктивная деятельность является важной составной частью правильного, всестороннего обучения и воспитания дошкольников.

Благодаря, казалось бы, простым занятиям, — обучению рисованию и лепке, конструированию и созданию аппликаций, — происходит наиболее полная и гармоничная выработка положительных качеств в следующих направлениях:

  • умственное воспитание,
  • эстетическое развитие,
  • физическое укрепление организма,
  • нравственное и духовное становление личности.

ИРИНА СМОЛЬНИКОВА

«Человек по натуре своей – художник.

Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…

Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.» М. Горький

В связи с введением в действие ФГОС ДОО к структуре основной общеобразовательной программы активно модернизируется сама система образования в России, идет поиск эффективных путей, средств, методов развития детского изобразительного творчества, появляются новые вариативные педагогические программы и технологии .

Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности .

Развивается у ребёнка :

Мелкая моторика рук и тактильное восприятие; Пространственная ориентировка на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие; внимание и усидчивость. логическое и абстрактное мышление, фантазия, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Нетрадиционные способы художественно-эстетической деятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности .


Техника -жгутиками из салфеток



техника – кант


техника – сюжетное оригами


Ребенок осваивая различные художественные материалы, экспериментируя, находит способы передачи образа в рисунке, лепке, аппликации, воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы . При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния способов, а ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта, проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель.

техника-ниткография


Техника –квилинг



Техника – барельеф



Техника – коллаж



Техника-картонаж


Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. После того как основные навыки сформированы и у детей появилось больше возможностей для самостоятельной работы, можно дать ребенку определенную свободу выбора вариантов в рисовании или при изготовлении поделки. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало.

Создавая продукт своей деятельности , ребенок получает результат, который он видит сам, может показать другим и получить одобрение. Это даёт возможность почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость по поводу своих движений.

техника –монотипия


Основным инструментом успешного художественного образования является предметно - развивающая среда. Она является основным помощником в восприятии детьми художественных ценностей, их смысловой и эмоциональной нагрузки. Дети должны иметь свободный доступ ко всем экспонатам. Иметь возможность рассматривать предметы и объекты в различных ракурсах,потрогать их руками. Кроме того, очень важно, чтобы изучаемые объекты были объединены одним сюжетом. Если развивающая среда мобильна, то меняющиеся экспозиции подчеркнут богатство и разнообразие направлений и видов искусства. В экспозициях должны присутствовать работы как сверстников, так и взрослых, как любительские произведения, так и профессиональные, сравнивая и анализируя которые, дети лучше понимают тонкости и нюансы художественного замысла автора.






На мой взгляд, было бы интересно сохраняя все рисунки и поделки маленького творца, создать некий «музей» , где бы малыш смог бы рассматривая свои шедевры, увидеть свои достижения и стремиться к лучшим результатам


Работая с нетрадиционными материалами отмечено, что дети интересуются, активно включаются в работу, задают вопросы. Применяя нетрадиционные техники художественно- продуктивной деятельности , вместо готового образца показывать способ действия с нетрадиционными материалами , инструментами, это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению ребенка. Можно сказать, что ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве продуктивной деятельности детей , а в том, что они получают радость от самого процесса, у них стимулируется положительная мотивация, они не утомляются. К тому же при использовании различных нетрадиционных материалов создается ситуация свободного выбора, которая так необходима в художественно-продуктивной деятельности .

Публикации по теме:

Темой моего опыта работы является «Использование нетрадиционных техник в изо - деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста и.

Использование нетрадиционных форм в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста "Использование нетрадиционных форм в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста" Девиз-Здоровье – высшая награда Оно.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2-3лет. Тема: "Волшебный рисунок" Включение рисования нетрадиционными способ в повседневной.

Долгих Ольга Александровна,воспитательИспользование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего и среднего возраста в детском саду.

Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности с детьми средней группы Нетрадиционные техники рисования- это необычное сочетание инструментов и материалов,позволяющее разнообразить занятия по изобразительной.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Компенсирующего вида вида

«Детский сад № 195»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗО

В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Новокузнецк 2015

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление .

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы. Это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление.

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка).

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Для этого предлагается разнообразить непосредственную образовательную деятельность нестандартными техниками.

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошкой;
  • оттиск печатками из картофеля и т.д.;

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью, мазковая живопись
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование по сырой бумаге;
  • волшебные веревочки.
  • Рисование мелом, углем;
  • рисование манкой;
  • рисование при помощи ниток.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия и диотопия;
  • кляксография обычная;
  • батик – роспись по ткани;
  • набрызг;
  • пластилинография.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.

В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:

  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Воспитатель, предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения, по мнению дидактиков не может быть использован в обучении дошкольников он применим только лишь для старших школьников.

Непосредственная образовательная деятельность по изодеятельности с детьми имеющими проблемы в развитии – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, активного и пассивного словаря. На занятиях по ИЗО мы знакомим детей с названиями предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

Автор: Цуцерова Наталья Александровна, воспитатель ГБОУ СОШ №33 - СП " Детский сад №22" г.Сызрань Самарской обл.
Этот материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.
У каждого из нас
Внутри талант таится,
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.

Принято считать, что все дети талантливы, одарены богатой фантазией и способны творчески мыслить. Это действительно так, но любое качество и всякую способность необходимо развивать и стимулировать, только тогда ребенок раскроет заложенный в нем потенциал, разовьет способности, данные ему от природы, и многого добьется в жизни. И нам взрослым важно помочь ему в этом. При этом следует помнить, что развитие интеллектуальных способностей напрямую связано с развитием творческих дарований. Свободная творческая деятельность стимулирует работу мозга, способствует уточнению представлений о мире вокруг нас, расширению кругозора и словарного запаса, совершенствует все процессы высшей нервной деятельности и помогает перейти к более высокой степени психического и физического развития.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию - в которой мы стараемся предоставить детям свободу выбора цвета, композиционного решения, материалов для работы. Особое внимание мы уделяем использованию нетрадиционных материалов для художественного творчества и ручного труда. Как известно, дети часто копируют образец, предъяв¬ленный им. Нетрадиционные техники изображения не позво¬ляют этого сделать, так как вместо образца мы показываем только способ действия с нетрадиционными материалами, инст¬рументами. Это дает нашим малышам дополнительный толчок к развитию воображения, творче¬ства, самостоятельности, инициативы. Мне всегда приятно наблюдать за детьми, когда они работают с разными материалами, как они воспринимают новое, как они рассказывают родителям о своих достижениях. В своей группе часто объявляем творческие конкурсы совместных с родителями работ «Космос», «Осеннее настроение», « Зимние фантазии». Дети с удовольствием демонстрируют всем свои поделки, делятся впечатлениями о том, как выполняли работу с родителями, какие материалы использовали.
В своей работе, я всегда нахожусь в поиске нового, необычного. Поэтому меня очень заинтересовала техника коллажа. Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только на плоскости, но и в объеме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Необходимо уметь отличать коллаж от близкого, но все же другого средства изображения - аппликации. Аппликация – вырезывание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на основу (фон). Коллаж отличается от аппликации тем, что при его создании могут быть использованы материалы, отличающиеся по цвету, фактуре (веревка, бусы, дерево и т.д.) У этих двух техник много общего, и иногда приемы коллажа используются в аппликации.
В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, как целых объектов, так и их фрагментов (посуды, монет, пластинок, вееров, шляп и т.д.) Рисуя выполняя задуманные образы в лепке, вырезая готовые формы создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогают достичь прекрасных результатов. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей - это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Коллаж - своеобразный конструктор, тренажер, необходимый для развития у ребенка чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа креативного мышления. В чем прелесть коллажа для детей?
он позволяет создать рельефное изображение. А это всегда интересно: рельефная поверхность представляет глазу и руке более богатую информацию, чем гладкая.
изготовление коллажа требует гораздо большего разнообразия действий, чем обычное рисование или аппликация.
Техника коллажа развивает художественное воображение и эстетический вкус, конструктивное мышление (из частей собрать целое), развивает моторику и тактильные ощущения.
В своей работе с детьми по освоению данной техники я поставила перед собой следующие задачи:
познакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – коллаж;
развивать способности ребят к познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ним;
развивать умение создавать художественные образы;
развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами;
работать с различными материалами, развивать чувство цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
В процессе работы, я использую следующие формы:
ежедневные наблюдения за живой и неживой природой;
применение информационно - компьютерных технологий: создание презентаций по темам « Русские народные традиции», « Красная книга Самарской области», « Зимушка – зима» и т.д. Интерактивные игры « Четвертый лишний», «Можно - нельзя»;
знакомство с иллюстрированным материалом – книги, альбомы по прикладному творчеству, картины русских художников;
дидактические игры «Ателье Филимоша», « Путаница», «Домики», «Радужный хоровод», « Угадай, какая роспись», Лэпбуки.
создание мини-музеев « Насекомые родного края», « Народы России», «Русские народные традиции»;
развлечение по экологии.
Развивающую среду мы создаем совместно с детьми и родителями, учитывая их интересы и потребности. Все это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике - коллаж. Дети стали наблюдательными - творчески всматриваясь в окружающий мир, у них развивается умение видеть и чувствовать красоту родной природы.
В своей работе, я часто применяю различные виды нетрадиционных техник, и всегда нахожусь в поиске нового и интересного. А мои ребята, научились создавать новое, оригинальное, а в своих работах, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить решения и средства для его воплощения. Я снова и снова убеждаюсь в том, что все дети талантливы. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Консультация для педагогов: «Творческое развитие дошкольников в процессе освоения нетрадиционных техник в продуктивной деятельности»

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский.

Внедрение Стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) - это веление времени. Сейчас жизнь ставит перед людьми новые задачи, требуя от каждого из нас коммуникабельности, гибкости мышления, творческого отношения ко всему, умения находить решение в любых ситуациях.

Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого на основе имеющихся знаний или информации. Говоря в контексте детского развития, это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Результат деятельности детей, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки, культуры или производства. Продукты детского творчества играют огромную роль для развития личности самого ребёнка.

Педагоги, говоря о детском творчестве, выделяют его специфические особенности:

Новизна открытий детей субъективна;

Процесс создания продукта иногда доставляет ребёнку большее удовольствие, чем сам результат;

Осмысленным действиям с материалом предшествует спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но часто приводящее к положительным результатам.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определённую степень несовершенства психических процессов детей, что вполне естественно в их возрасте. Тем не менее, психолого-педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. Только при таком подходе можно добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Разрабатывая основную образовательную программу ДОУ, используют как примерные образовательные программы «Радуга», «От рождения до школы» …, так и парциальные программы. Анализируя содержание примерных образовательных программ, выясняется, что для развития творческих способностей детей дошкольного возраста авторы используют традиционные способы и техники изобразительной деятельности. Но на современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать используя только традиционные техники.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя». Можно действовать, чем хочешь и как захочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

· развивает уверенность в своих силах;

· способствует снятию детских страхов;

· развивает пространственное мышление;

· учит детей свободно выражать свой замысел;

· побуждает детей к творческим поискам и решениям;

· учит детей работать с разнообразным материалом;

· развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

· развивает чувство фактурности и объёмности;

· развивает мелкую моторику рук;

· развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Существует много техник нетрадиционного изображения в рисовании, в лепке, в аппликации и ручном труд, это печать пробками, рисование свечами, волшебные веревочки, кляксография, пластилинография, скатывание бумаги и другие. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики и возраста детей. Дети смело берутся за художественные материалы и их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения, применяя ИКТ.

Воспитателю, работающему в дошкольном учреждении в своей работе необходимо придерживаться основных правил использования нетрадиционных техник. Так, ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал, бумагу разной фактуры и цвета. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте, во время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время организации непосредственной образовательной деятельности - обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми во время непосредственной образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.)».

Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка и поделки можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для работы, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию непосредственной образовательной деятельности: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать. Важна возможность интеграции разных видов деятельности создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, к сожалению не все научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Не забывайте, что свою работу вы должны стоить на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей и задач обучения. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом определенной темы и взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Принцип доступности материала.

При использовании нетрадиционных видов продуктивной деятельности в реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие», появляется возможность осуществлять интеграцию, решая задачи таких образовательных областей, как «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие» и «Речевое развитие».

На сегодняшний день задача чрезвычайной важности которая соответствует современным образовательным стандартам: создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, на завершении первой ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности.

Получается, что все должны стать творцами?

Да! Пусть одни в меньшей мере, другие - в большей, но обязательно все!

Нужно запомнить простое правило: «Бездарных детей нет, есть нераскрытые дети». А помочь раскрыть эти таланты, должны мы, взрослые!

Использованная литература:

1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М., 2008.

2.Рузакова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.- Санкт-Петербург, 2007.

3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Санкт-Петербург, 2007.

4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М., 2004.

5.Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. - М.,2010.

6.Румянцева Е. Аппликация «Простые поделки». - М.,2011.