Происхождение пуговицы. История пуговицы: Ценой как жемчуга и злато…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа»

«История одной пуговицы»

Выполнила:

ученица 4 класса В

Поминчук Юля

Руководитель:

Быкодерова

Вера Валентиновна

п.Усть-Абакан, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3

Глава 1 Обзор литературных источников……………………………4

1.1История возникновения пуговицы………………………………..4

1.2 Основные функции пуговицы…………………………………… 5

1.3 Как правильно застегивать пуговицы……………………………6

1.4 Музеи и памятники пуговице……………………………………. 7

Глава 2 Результаты исследования……………………………………8

Вывод………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………..

Приложение………………………………………………………….

Введение

Вы можете стать архангелом, дураком или

преступником, и никто не заметит этого.

Но если у Вас отсутствует пуговица –

каждый обратит на это внимание.

Э.М. Ремарк

Пуговица – как пуговица, что здесь такого? Вон их сколько! Эта вещь настолько стала для нас привычной, что мы порой и не задумываемся о ее значении, и вряд ли кто-то интересуется историей происхождения этой нужной вещи.

Однажды задержав в руке пуговицу, я вдруг поняла, что мне хочется узнать о ней больше, откуда она взялась? Кто придумал её? Какой она была раньше? Как люди раньше обходились без неё?

Цель: изучение истории появления пуговицы и ее использование в разное время.

Задачи

1.Познакомиться с историей возникновения пуговицы.

2. Определить функцию пуговиц.

3.Собрать коллекцию пуговиц в соответствии с их функцией.

4.Сделать сувениры и украшения с использованием пуговиц.

Предмет исследования: пуговица.

При выполнении работы были применены следующие методы:

1.Обзор литературных источников по теме исследования.

2.Сбор коллекции пуговиц.

3.Изготовление сувениров и украшений с использованием пуговиц.

Глава 1 Обзор литературных источников

    1. История возникновения пуговицы

Пу́говица (от слова «пугать», «пугалка») - застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.

Интересно звучит слово «пуговица» на разных языках:

1.На японском – это «нэцке», хотя это слово привычнее для обозначения вида искусства.

2.Итальянском – bottone, испанском baton – почка, нераспустившийся бутон.

3.Немецком – Knopf, в голландском Кnоор - «шишка, выпуклость, вершина». 4.Русском – это «пугач» или«пугалка» (по словарю В. Даля).

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Рис.1- Соединения одежды

Первыми застежками были завязки и булавки. Сначала появились булавки из костей животных и рыб. Гречанки свои пеплосы скрепляли маленькими кинжальчиками. На острые концы этих кинжальчиков надевали костяные наконечники. Застежки эти могли быть длиною более 20 см. Они стали прообразом современных булавок.

Рис.2- Кинжальчики

4

У римлян были распространены фибулы – металлические застежки для одежды, одновременно служили как украшение. Они выполнялись из разных металлов, в том числе из золота. На украшение этих застежек не жалели драгоценностей.

Многие считают, что сакта (фибула) - это всего лишь неотъемлемый атрибут народного костюма. На самом деле у сакты своя история. Ими скрепляли одежду до изобретения пуговиц. Сакта была показателем достатка, социального положения и этнической принадлежности»

Рис.3- Фибула


С конца XII века крой одежды европейцев стал усложняться, история застёжек получила новые витки. В этот период костюм все больше повторяет формы тела.

Огромным шагом вперед стало изобретение пуговицы. Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В Европе первые пуговицы появились в IV веке до н.э. у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды.

Рис.4 – Первые пуговицы


Среди археологических находок древнегреческого искусства с IV века до н.э. по I век н.э. попадаются пуговицы из золота.

Воины Древнего Рима широко использовали пуговицы в своей аскетической одежде. Предки нашей русской пуговицы известны по материалам археологических раскопок и датируются VI в.

В Западной Европе пуговицы появились благодаря крестоносцам.

По достоинству пуговицы оценили лишь в Средние века, когда вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре. Их нельзя было надеть, не

распарывая. Поэтому модникам и модницам приходилось ждать, пока одежду зашьют прямо на фигуре перед выходом в свет, а после так же долго освобождаться от «оков красоты».

В допетровской России каждый вид платья предполагал конкретное количество пуговиц: к кафтану следовало пришить 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе – 8, 11, 13, 14, 15 или 16 .

Самое большое количество пуговиц - на стеганом кафтане с коротким рукавом, который носили и ратники, и цари.

Зародившись, пуговица долго оставалась элементом мужской военной формы. Дамы предпочитали шпильки и булавки (Семенова,2001).

    1. Основные функции пуговицы

Простейшая пуговица представляет собой диск, с двумя или четырьмя сквозными отверстиями по середине. Однако встречаются пуговицы других видов и форм: например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные. Количество отверстий также может варьироваться.

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

    утилитарная (застежка);

    декоративная (украшение);

    магическая (оберег или талисман);

    информативная (опознавательный знак) (Нелюбов, 2007).

Утилитарная функция (застежка).

Функциональные пуговицы с петлями для застегивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро распространились в Европе для изготовления облегающей одежды (Семенова,2001).

Рис.5 – Утилитарная функция пуговиц

Декоративная функция (украшение).

Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни.

Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе. Роскошные пуговицы с художественным декором украшали одеяния высших сословий, латунные и железные поблескивали на военных мундирах. В XVI в., когда в ход пошли более дешевые материалы, такие, как дерево или олово, пуговица стала непременной деталью мужской одежды и у простого народа. На дамских нарядах пуговицы появляются лишь в середине XIX в. Модные портные полюбили эту деталь, а создание новых материалов позволило бесконечно разнообразить ее вид (Семенова, 2001).

Магическая функция (оберег или талисман).

Толковый словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица- это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или

камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца.

Рис.7 Магическая функция пуговиц

Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристегивалась и не имели улитарной функции.Мелодичный тихий перезвон «пугалки» был призван отгонять злых духов и предупреждать хозяина об опасности вторжения нечисти на «прительную» территорию. Носили «пугалку», как правило, возле ворота, на груди – поближе к сердцу (Рязанцев, 2001).

Информативная функция (опознавательный знак).

Информативная функция появилась достаточно поздно. Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск. Ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений. Они очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определенного типа. Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь – у служащих

флота. Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни. В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны (Нелюбов, 2007).

Рис.8 Информативная функция пуговиц

1.3 Как правильно застегивать пуговицы

В Средние века не существовало правил, на какую сторону мужчинам и женщинам застегивать одежду. Лишь в XVIII в., с появлением длинного фрака у мужчин, возникает обычай помещать пуговицы на правую сторону, а петли на левую. Говорят, будто бы так мужчинам удобнее было правой рукой хвататься за оружие, висевшее на левом боку.

Богатые же аристократки одевались с помощью служанок, которые тоже утягивали своих хозяек правой рукой. Но для служанки-то (конечно, если она правша!) удобнее, чтобы запах был справа налево! Так и пошло - современным дамам приходится, застегиваясь, орудовать левой рукой. С тех пор у мужской одежды пуговицы пришиваются с правой стороны, а у женщин с левой (Голондарева,2005).

1.4 Музеи и памятники пуговице

Музеев пуговиц организовано не так много. В маленьком польском городе Иновроцлаве сначала была выставка образцов местной пуговичной фабрики. Затем к ним прибавились экспонаты из других городов. Теперь стенды музея насчитывают много тысяч разнообразнейших представителей пуговичного царства.

Музей пуговиц в городке Сант-Арканджело. Этот городок находится в 20 минутах езды от Римини на машине, стоит на высокой горе. В коллекции есть пуговицы из различных материалов, пуговицы с изображениями различных исторических личностей, большие пуговицы, маленькие, есть даже пуговицы из России...

В старинном городке итальянской области Эмилия-Романья - Сантарканджело, на родине известного поэта, художника и кинодраматурга Тонино Гуэрры, действует единственный на Апеннинах "Музей Пуговицы".

Во многих зарубежных городах поставлены памятники этой маленькой, но так необходимой в обиходе вещи (приложение А).

Глава 2 Результаты исследования

Изучив информацию о пуговицы, я с одноклассниками собрала коллекцию пуговиц в соответствии с их функцией:

    утилитарная (застежка);

    декоративная (украшение);

    информативная (опознавательный знак).

Кроме этого пуговицы можно использовать для изготовления украшений и сувениров.

Мною сделано несколько украшений, которые я могу использовать как дополнение к моей одежде на празднике: брошь (приложение Б).

Все люди любят праздники. Всегда хочется порадовать и удивить человека своим подарком. Что подарить? – возникает вопрос в канун праздника. Подарок, сделанный своими руками, несет частичку тепла, любви, он от всего сердца, поэтому я делаю подарки для своих родных своими руками с использованием различных материалов.

П уговицы очень важны в своем утилитарном предназначении, но из пуговиц, также получается очень красивые вещи. И их не трудно сделать своими руками. Из них, я сделала несколько сувениров, которые могу подарить на празднике.

Из пуговиц можно сделать прекрасный декор для интерьера и здесь не потребуется особых умений, лишь желание! Пуговичный декор может замечательно смотреться в любом интерьере, если придерживаться общей цветовой гаммы помещения.

Украшения из пуговиц смотрятся свежо и необычно, а также могут дорого и стильно. Применение пуговиц в декоре очень широко и даже превращается в искусство и тогда появляются картины и скульптуры из пуговиц.

Рис. 10 - Картины из пуговиц

И конечно пуговицы незаменимый материал для изготовления сувениров.

Рис.11 - Сувениры из пуговиц

Вывод

Изучив литературу по теме исследования я узнала, что слово «пуговица» - это застежка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения ее частей. Первые застежки, напоминающие пуговицы, появились в III тысячелетии до нашей эры.

Пуговицы выполняют разные функции, это и утилитарная, декоративная, магическая и информативная. Пуговицы выполнялись из драгоценных металлов, кости, дерева, кожи, хрусталя, стекла, жемчуга и перламутра, драгоценных и поделочных камней. Пуговицами дорожили, ведь зачастую они представляли собой полноценные ювелирные изделия. Их передавали по наследству, оставляли в приданое, прятали в качестве кладов.

Для современного человека пуговица – не более чем функциональный предмет. Несмотря на обилие изобретений вроде кнопок, молний и липучек, эта маленькая помощница продолжает играть свою важную роль – соединять между собой части одежды. Кроме чисто утилитарных функций, она способна значительно изменить внешний вид одеяния: облагородить и украсить или, наоборот, испортить своей неуместностью великий дизайнерский замысел.

Помимо этих функций я хотела бы расширить декоративную функцию, так как это благодатный материал для творчества. Из пуговиц можно сделать уникальные сувениры и порадовать родных и друзей.

Что ж, думаю это далеко не вся информация о любимых пуговках. Без этих маленьких помощников трудно себе представить эволюцию костюма, историю моды, наш дом и наш маленький рукодельный мир. Так и хочет ся сказать напоследок о пуговице, что у нее еще все впереди.

11

Список литературы

1.Голондарева Н.Б. «Технология, поурочное планирование», Волгоград, 2005;

2.Нелюбов С. Древности и старина, 2007, №2,стр.20-27

3.Рязанцев А., Магические пуговицы // Русская Традиция: Альманах. – М.:

ООО Издательство «Ладога-100», 2001. – Вып. 1.

4.Семёнова М., «Быт и верования древних славян», СПб, «Азбука-классика»,

2001;

5.Симоненко В.Д. «Технология», 5 класс, М.: «Вента – Граф», 2002;

8.http://archeologia1.narod.ru/kollekts/pug.htm

12

Приложение А

Музей пуговиц в городке Сант-Арканджело



На Апеннинах "Музей Пуговицы".

Памятник пуговице в Вентспилсе, Латвия

Памятник пуговице в Туркменистане Памятник пуговицам в Каунасе, Литва

Памятник расколотой пуговице Нью-Йорк «Памятник пуговице» в Филадельфии, США

Приложение Б

Украшения из пуговиц


Пуговица — предмет известный каждому. Но у нее, как и у всего остального, что нас окружает, есть собственная история. Привычная нам маленькая пуговичка имеет такую долгую и интересную историю своего появления, что хотелось бы рассмотреть ее более подробно.

Первобытный человек для скрепления частей одежды вместо пуговиц использовал обломки костей, острые шипы растений, кожаные шнурки и другие подручные материалы. Конечно, это было неудобно и некрасиво, но зато практично, потому что даже такая застежка помогала соединять края одежды и защищать тело от холода.


Древние египтяне использовали пряжки специальной конструкции или просто связывали противоположные концы одежды. Это было весьма удобно, потому что конструкция одежды простолюдинов или рабов не отличалась особой сложностью.


Впрочем, особенности кроя одежды простых жителей имели поразительные отличия от роскошных одеяний знати, для пошива которых использовалось много метров самых различных тканей. К тому же, одежда зачастую была многослойной, что было весьма практично для жаркого египетского климата.

А вот застежки — пряжки, которые играли роль пуговиц в нашем современном понимании, были выполнены очень искусно. Для их изготовления использовались и металлы, и подобная пряжка выступала настоящим произведением искусства.

И у древних народов Индии тоже были пуговицы, которые применялись скорее в качестве украшений. Во время археологических раскопок в окрестностях реки Инд были найдены предметы, похожие на пуговицы. Ученые датируют их изготовление около 2800 — 2600 годами до нашей эры, и относят к эпохе Кот — Диджи Индской цивилизации.


Несколько позже, в начале третьего тысячелетия до нашей эры, представители Индской цивилизации пользовались пуговицами из ракушек, и тоже в качестве украшений.

Многие из этих пуговиц имели клиновидную или правильную геометрическую форму, а также специальные отверстия, через которые продевалась нитка или очень тонкий шнурочек, а затем с их помощью пуговица привязывалась к одежде.


Похожие находки были также обнаружены на территории размещения Древней Греции и Рима, а также в Китае. На Руси пуговицы появились несколько позже — только в X веке нашей эры.


Древнейшие русские пуговицы (X — XIII век).

Чаще всего древние русские пуговицы делали с петелькой или ножкой, сквозь которую протягивалась нить для пришивания. Весьма популярной также была форма гирьки — такие пуговицы делали для застежки кафтанов.


Старинная пуговица — гирька

Первые пуговицы появились с Новом Свете в начале XVIII века, а именно в 1706 году. Через 50 лет в штате Коннектикут начали собственное производство простых пуговиц из натуральной .


В 1770 году в мастерской братьев Гриль было начато изготовление оловянных пуговиц с проволочным ушком. Впрочем, олово было достаточно мягким металлом, и пуговицы из него быстро деформировались. Чтобы придать изделиям большую прочность, пуговицы стали делать из сплавов олова с другими металлами — медью или свинцом.


Но уже спустя четыре года Конгресс штата Массачусетс в США запретил производство металлических пуговиц, чтобы сократить экспорт металла. Было разрешено производство пуговиц только из древесины или .


Медная пуговица, инкрустированная бриллиантами и украшенная эмалью (1820 — 1835 годы).

Таким образом, теряется в глубине тысячелетий. Конечно, сначала они были абсолютно не похожи на те красивые кружочки правильной формы, которые мы привыкли автоматически застегивать каждый день на разных видах одежды.

Но все же функции практически всех современных сводятся к одной — пуговица призвана скреплять края одежды для защиты тела от холода и осадков.


Впрочем, на сегодняшний день многие рукодельницы используют пуговицы не только в процессе пошива или декорирования одежды, а и для изготовления различных предметов декора и сувениров.



Пуговицам всегда есть что рассказать об ушедших временах, которые не властны над ними. Хорошо сохранившиеся пуговицы находят и в старинных сундуках, и в археологических раскопах, и в отвалах плуга. По ним удаётся восстановить не только моду, вкус и статус их владельцев, но и понять эволюцию аксессуаров одежды и изучить, как развивалась технология материалов…"Вы можете стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого. Но если у Вас отсутствует пуговица - каждый обратит на это внимание." (Э.М. Ремарк)

ОТ РЕКИ ИНД ДО ИЛЬМЕНЬ-ОЗЕРА

Чтобы удобнее было носить на себе ткань, шкуру или кожу, древние люди ис-пользовали колючки, мелкие палочки или косточки животных. Находки археологов показывают, что в III веке до н. э. жители долины Инда уже пользовались каменны-ми пуговицами с двумя дырками.

Пуговицы долины Инд

В скифских захоронениях находят одежды, украшенные полусотней пуговиц, грече-ские воины в IV веке до н. э. скрепляли хитоны пуговицами - они были надёжнее булавок. Интерес к ним вначале прояви-ли только мужчины, женщины же встрети-ли новшество в штыки, продолжая поль-зоваться булавками.Конусовидные и овальные, треугольные и квадратные, пирамидальные и в виде диска, шарообразные и в форме полусферы, античные пуговицы встречаются археологам повсюду.. Однако пуговица не стала необходимым атрибутом античного костюма.По достоинству ее оценили лишь в Средние века, когда стали возможны и вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре. Их нельзя было надеть, не распарывая, поэтому модникам и модницам приходилось ждать, пока ее зашьют прямо на фигуре перед выходом в свет, а потом так же долго освобождаться от «оков красоты».

Пуговицы на портрете Дожа Леонардо Лоредана. 1501 год. Джованни Беллини. Национальная Галерея, Лондон.

Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской, и мужчины проявили повышенный интерес к новым застежкам. Женщины же встретили появление пуговиц прохладно и продолжали пользоваться булавками.

Автор немецкой хроники 1367 года упоминал о том, что у щеголей в Богемии на костюме размещалось 500 и более пуговиц.На Руси пуговицы стали известны с IV века, однако чаще всего они использова-лись не в качестве застёжек, а как обере-ги.

Наиболее древние русские пуговицы X—XIII в.

Часто это были полые металлические кругляши с камешком внутри, чтобы зве-нели, как бубенцы. Их просто пришивали к одежде, без петли. На раскопках в Нов-городе найдена рубаха купца с пришитой к её вороту крупной плетёной пуговицей красного цвета, которая ничего не застё-гивала. Зная, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечи-стую силу, можно утверждать, что эта пу-говица служила оберегом.По представлениям наших предков, во-рот одежды - очень важная в мистиче-ском плане деталь: ведь самые уязвимые - незащищённые части тела: шея, лицо, руки. А значит, их надо было защищать от злых духов. Поэтому первые пуговицы по-мещались на воротнике и рукавах, укра-шались заговорёнными узорами, отпуги-вающими нечистую силу.

Весьма частыми археологическими на-ходками, например, являются «гирьки», украшавшие воротники древнерусских крестьянских рубах. На многих «гирьках» можно увидеть символы солнца - спи-раль или круг посередине. Оно и понят-но: солнечный цвет отгоняет, отпугивает силы мрака.Не отсюда ли название «пу-говица»? Кстати, есть и другое однокоренное слово, обозначающее тот же предмет, - пугалка. Оно до сих пор бытует в неко-торых диалектах севера России. Так же назывался и колокольчик, помещавшийся на воротнике кафтана. Однако есть и ещё одна версия происхождения слова «пуго-вица» - от церковно-славянского «пугва», то есть выпуклость, горбик.

И РАЗОРИТЬСЯ НЕДОЛГО!

Вплоть до XVIII века пуговицы настоль-ко ценились, что их перешивали с одной одежды на другую, передавали по на-следству. Не случайно, желая показать, ка-кой богатый наряд был у героини, скази-тель одной из русских былин акцентирует внимание на ценах: «надевала шубку со-болиную ценой три тысячи, а пуговки - в семь тысяч».

Пуговицы 17 - 18 век Серебро, перламутр; филигрань, позолота, зернь.

И действительно, яйце и гру-шевидные, в форме шара или шишки, че-канные или ажурные, с резьбой, эмалью, из стекла или с жемчугом пуговицы могли стоить в разы дороже шубы. Так ведь и ра-зориться недолго!

Пуговица с костюма Николая II .

И в Европе пуговицы ценились очень высоко. В летописи XV века упоминаются, к примеру, четыре плаща одного вельмо-жи, казнённого герцогом миланским, пе-реданные его вдове. Ценными были не столько сами плащи, сколько золотые пу-говицы на них, числом до 126. А в англий-ском архиве сохранился счёт 1757 года об оплате герцогом Бедфордом мундира с сотней пуговиц, за который он заплатил пять фунтов. На эти деньги квалифициро-ванный ремесленник мог жить с семьёй целый месяц.

Пуговицы 17 - 18 век Серебро; филигрань, зернь, эмаль.

В Новом Свете первые пуговицы появи-лись в 1706 году. Спустя полвека в штате Коннектикут было начато производство деревянных пуговиц. В 1770 году братья Гриль стали выпускать пуговицы с прово-лочными «ушками» из смеси олова с ме-дью или свинцом. Но в 1774 году кон-гресс штата Массачусетс принял указ о производстве пуговиц только деревянных или из папье-маше, чтобы сократить экс-порт металла из Старого Света.

Пуговица. Эмаль, искусственные бриллианты, медь. 1820-35

ИННОВАЦИИ-ПУГОВИЦАМ!

В XVI веке в Венеции появились пугови-цы, сделанные по технологии cracleglass, - это была революция в пуговичном деле! Стеклянная раскалённая пуговица быстро погружалась в холодную воду. Образовавшиеся при этом трещины снова заливали стеклом, и свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях.Через 100 лет во Флоренции вошли в моду мозаичные пуговицы, собранные на золотом или серебряном каркасе из крошечных кусочков камней или стекла. Затем мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу. Пуговичное искусство достигло расцвета в XVIII веке, когда появились эмалевые застёжки в виде миниатюр, копирующих работы художников Буше и Ватто.

Пуговицы "Женские головки" Золото, эмаль, роспись 18 век

Однако, как оказалось, Европа лишь повторила открытия азиатских мастеров.Ещё в XV веке в Японии существовала фарфоровая школа Сатсума, мастера которой расписывали пуговицы пейзажами и цветочными букетами. А технология, по-добная cracleglass, была известна в Китае, задолго до венецианцев.

Пуговицы японской школы Сатсума

Известным поставщиком пейзажных пуговиц в европейские страны в XIX веке становится японская школа Satsuma. Еще в XV столетии князь Сатсума привез в Японию плененных им корейских мастеров по изготовлению фаянса и фарфора. Задолго до венецианцев корейцы овладели техникой cracle glass и изготавливали медальоны, глазурованные шпатом с сетью трещинок, находящихся внутри.

Что касается пуговиц, то японцы стали пользоваться ими гораздо позже, веками предпочитая им традиционные подвески-нэцкэ. Так что японские фабрики фарфоровые пуговицы делали только на экспорт. Классические позолоченные “сатсума” c мастерски исполненными пейзажами и букетами котируются и сегодня.

Китайские трафаретные пуговицы.

Не случайно в конце XVIII века в Евро-пе появились трафаретные пуговицы, сделанные по технологии китайских узоров - чёрно-белые, голубые и тёмно-зелёные. Их сохра-нилось всего несколько де-сятков. Но секрет росписи этих пуговиц, напоминаю-щих картины стиля модерн, до сих пор не раскрыт.По-сле изобретения пластмас-сы в тридцатых годах XX века удалось повторить в новом материале рисунок в стиле китайских узоров. С тех пор ничего особенно нового в пуговичном мире не придумано.

ПУГОВИЧНАЯ ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

В допетровской России каждый вид пла-тья предполагал конкретное число пуговиц. Например, к кафтану полагалось 3,8,10,12, 13 или 19 пуговиц, а на шубе следовало но-сить 8,11,13,14 или 15. На тегиляе - стё-ганом кафтане с короткими рукавами, в ко-торые облачались и цари, и воины, - было самое большое количество пуговиц. Так, на одном кафтане Ивана Грозного блистали 48 золотых пуговиц, на другом - 68.

При Николае I, который ввёл в обиход ведомственные пуговицы, почти все долж-ностные лица - от сторожа до государ-ственного канцлера - должны были носить мундиры определённого образца.Помни-те, как сказал гоголевский Нос коллежско-му асессору Ковалёву: «Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству...» Некоторые эмблемы, изображаемые на ведомственных пугови-цах того времени, сохранились и поныне. Например, дубовые ветки у лесничих или якорь на морских мундирах.

Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что были золотыми или серебряными. Солдатские же делались из меди, бронзы, олова или латуни. Известно, что с их помощью Пётр I, например, вос-питывал солдат и экономил государствен-ные рубли. Оказывается, он с умыслом из-дал указ, предписывающий пришивать пу-говицы на обшлагах мундиров с внешней стороны. Ведь эти пуговицы мешали сол-датам вытирать после еды рот рукавом. Так мудрый царь отучил солдатиков от дурной привычки, портившей сукно.

С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными.В начале 20 века с развитием химической промышленности золото и серебро, заменили сплавами, а стекло и фарфор заменили пластмассы. Если в 20-30-е годы 20 века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов пуговицы стали делать только из алюминия.Сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают печатать пуговицы из тяжелого металла. И все же большинство перешли на алюминий или пластмассу.

Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 грамм. В наши дни регламент на ношение пу-говиц существует в основном в армии и в силовых структурах. А у гражданских всё диктуют правила приличия и мода. Мы знаем, какие пуговицы должны быть на джинсах, платье в стиле «сафари» и сколько бесполезных пуговиц следует пришивать на обшлаге блейзера - муж-ского клубного пиджака. Известно также, сколько функциональных пуговиц долж-но быть расстёгнуто на костюме денди. А в остальном - что хотим, то и пришиваем. Однако вера в мистические спо-собности пуговицы была жива ещё в относительно недавнее время. Так, в одной из иностранных га-зет 1931 года сообщалось, что в Уфимской области чекистами аре-стован крестьянин, владевший «магической пуговицей, принадле-жавшей Николаю II».

Этот крестья-нин лечил царской пуговицей всех окрестных больных. По его словам, за неделю до убийства царя в Ека-теринбурге пуговица была переда-на ему родственником - красноар-мейцем, стоявшим в карауле дома Ипатьева. Лекарь уверял наивных башкир, что пуговица наделена чу-додейственной силой: чтобы вы-лечиться, достаточно лишь прило-жить её к больному месту.Самое удивительное, что многие больные действительно выздоравливали…

Некоторые факты из истории пуговиц

В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах - они расплачивались пуговицами. Кто бы мог подумать, но оловянные пу-говицы сыграли и трагикомическую роль в истории наполеоновского нашествия в Россию. Известно, что зимой 1812 года французы очень страдали от русских мо-розов. Губительное воздействие холодов усугублялось ещё и тем, что одежда фран-цузских солдат буквально спадала с них из-за того, что оловянные пуговицы их мундиров на сильном морозе крошились. Дело в том, что при температуре ниже-15 градусов твёрдое олово переходит в по-рошкообразное состояние.

Оловянная пуговица войны 1812 г.

Тайна смерти шведского короля Карла XII. тоже связана с пуговицей. 30 ноября 1718 года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Ходили слухи, что Карл заговорен от обычного оружия и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули.Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.Французский король Франциск I заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.В 19-м веке в США были популярны perfume buttons - парфюмерные пуговицы, или пуговицы для духов. Эти пуговицы зачастую изготавливали из меди и обтягивали бархатом. Поскольку духи на масляной основе могли запачкать платье, дамы наносили их на пуговицы.

Парфюмерная пуговица

Бархат впитывал духи, и аромат сохранялся надолго. С другой стороны, почему бы не наносить духи прямо на кожу? Но, вероятно, в платье с высоким воротником и длинными рукавами этот вариант не годился. С этими пуговицами связано множество романтичных историй. Так, во время Гражданской войны в США, южанки дарили их мужьям, уходившим на фронт. Те носили их в кармане или пришивали к мундирам.

Приметы связанные с пуговицами

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он, в зависимости от своего положения, должен жениться или развестись.Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание - оно обязательно исполнится.Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

Пуговица в разных языках

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке. Именно так звучит слово «пуговица» по-японски.





В переводе с английского пуговица (button) - нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных.Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать».Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина».

В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы.

Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas «куча, ком, масса». По другим - к церковно-славянскому пугва (погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик».Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила оберегом, защитой от злых сил.

Памятник пуговице в Монреале, Канада

Людей, коллекционирующих пуговицы, называют филобутонистами. Это увлечение считается абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании. В европейских странах и США оно немногим уступает филателизму - собиранию почтовых марок.В Америке существует клуб коллекционеров пуговиц, в котором насчитывается более пяти тысяч членов с редкими коллекциями.В последние года два-три интерес к пуговицам у нас в стране заметно возрос. Мы начали серьезно относиться к такой, казалось бы, незначительной вещи, как пуговица. Это правильно и очень важно, ведь пуговица - свидетель эпохи.

Светлана волченко
Проект «История пуговицы»

«История пуговицы »

познавательно-исследовательский проект для дошкольников .

Паспорт проекта

Образовательная область : Познание

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

По характеру контактов : В реализации проекта принимают участие дети старшей и подготовительной группы, воспитатели группы.

По количеству участников : групповой.

Актуальность

Не секрет, что ведущая роль в становлении личности ребенка, в формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно через нее и следует воздействовать. Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной социальной и культурной среде.

Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему “очеловечивать все сущее”

Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Бросовый материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия. Пластиковые бутылки, пищевые контейнеры, стаканчики, ложки и тарелки, пластиковые соломинки, киндерсюрпризы, старые вещи и прочие бытовые отходы ничего не стоят, а вот используя их в своем творчестве можно сделать настоящие шедевры.

Мы с вами остановимся на пуговицах .

Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.

Актуальность нашей темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы , куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности

А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребёнку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц . Создание поделок из пуговиц .

И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Цель проекта :

Формирование у детей естественно - научных представлений о предметах окружающего мира.

Расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Задачи :

Познакомить детей с историей возникновения пуговиц , их разнообразием, спектром использования.

Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности.

Развитие мыслительной активности и творческих способностей.

Поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей.

Поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям.

Развитие коммуникативных навыков.

Формирование представления о многообразии видов пуговиц .

Знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц .

Совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать бережное отношение к одежде и пуговицам в том числе .

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми.

Определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах . Использовалась модель двух вопросов «Что я знаю?» и «Что я хочу узнать?» . Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности :

«Что означает слово пуговица

«Чем пользовались люди до изобретения пуговиц

«Какими были первые пуговицы

«Каких видов бывают пуговицы

«Из каких материалов делают пуговицы

II этап – основной.

Были выбраны темы проектов , которые дети совместно с родителями должны были подготовить.

Определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности, которые дети планировали получить в конце проекта .

В результате реализации совместных проектов дошкольник подготовили образцы способов пришивания пуговиц , подобрали материал о видах пуговиц .

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта .

Подготовлена презентация реализации всех этапов проекта .

В ходе исследования в группе был создан мини – музей, собраны коллекции пуговиц , образцы пуговиц «Металлические и пластмассовые пуговицы » , «Детские пуговицы » , «Пуговицы – украшения » .

Реализация проекта .

Образовательная ситуации :

Речевое развитие (развитие речи) . Рассматривание картин с изображением пуговиц . Рассказ из личного опыта «Как я научился застёгивать пуговицы » Составление описательных рассказов о пуговицах . Заучивание стихотворений и пословиц о пуговицах . Использование пословиц, поговорок.

Придумывание сказок и историй про пуговицу «Пуговица » , «Сказка про любимую пуговицу » , «Пуговичка » и др.

Речевые упражнения : «Подбери и расскажи» , «Пуговичка заблудилась » , «Какая пуговичка , «Опиши пуговицу » ;

Познавательное развитие : Беседы на тему : «Откуда появилась пуговица » , «История пуговицы » , «История возникновения пуговиц » .

Ситуация общения : «Пуговицы – носители информации» .

Дидактические игры : «Распредели пуговицы на группы (по цвету, форме, величине, материалу) », «Составь картину» , «Найди пару» , «На какую геометрическую фигуру похожа пуговица » ,

Художественно - эстетическая деятельность :

Рисование : «Нарисуем пуговицу » , «Нарисуем пуговицу » , «Гроздья

винограда», «Божья коровка» , «Пуговицы для сказочных персонажей» , «Аквариум» , «Солнышко» и др.

Лепка : «Пирамидка» , «Куколка из пуговиц » , «Глобус» , «Сороконожка» , «Яркая рамочка для фотографии» , «Мухомор» . «Ягодная полянка» , «Витамины в банке» , «Красивая тарелка» , «Цветы» , «Гусеница» , «Наряжаем елочку» , «Волшебный цветок» , «Божья коровка» и др.

Аппликация : «Выложи из пуговиц картину » , «Гроздь винограда» , «Гусеница» , «Пирамидка» , «Весёлые человечки» .

Конструирование : Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, палочек для коктейля и др.

Выкладывание из пуговиц различных узоров (мозаичных и др.) .

«Гусеница» , «Выкладывание узоров» , «Бабочка» , «Браслет для мамы» , ««Дерево из ниток и пуговиц » . «Домик» ,«Горшочек с цветком» и др.

Ручной труд : Пришивание пуговиц , нанизывание.

«Бусы из пуговиц » «Бусы» , «Сердечко для мамы» , «Подставка под горячее, «Украшение для кухни» , «Кольцо» , «Бабочки» , «Тарелка» и др.

Игровая деятельность :

Дидактические игры :

«На что похожа пуговица » Пуговичная мозаика », «Подбери колеса» , «Сосчитай-ка» , «Чудо-пуговица » , «Посмотри-укрась» , «Пришей пуговицу » «Цветик-семицветик» , «Пуговицы » , «Составные картинки» , «Наводим порядок» , «Метание пуговиц » , «Собери фрукты» , «Геометрические фигуры» , «Посади клумбу» , «Подбери к одежде» и др.

Сюжетно-ролевые игры :

«Магазин» , «Ателье» , «Семья» , «Мы дизайнеры» и др.

Экспериментально – поисковая деятельность :

Рассматривание пуговиц под лупой ; знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.)

Работа с родителями :

Родительские собрания

Беседы с родителями о важности данной проблемы;

Изготовление поделок,

Придумывание сказок и историй по пуговицу ,

Пополнение коллекции пуговиц ,

Пополнение папки «Пуговица - чудесница » , «Чудо –пуговка »

Проведение смотра-конкурса поделок «Мы с мамой – рукодельницы»

Проведение выставки-конкурса рисунков «Пуговичка » «Моя пуговичка »

Проведение конкурса сказки про пуговицу «Сказочная страна» ;

Семейные праздники «Мы с мамой и бабушкой большие мастерицы!» ;

Написание книжек-малышек о своей истории или сказки , про пуговицу .

Ожидаемые результаты.

Расширение словарного запаса детей.

Развитие у детей интереса к исследовательской, опытнической деятельности, творческих, познавательных способностей.

Активное участие детей в проведении опытов и исследований.

Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Результаты мониторинга познавательного развития детей в разновозрастной (старшая дошкольная, подготовительная) группе показали успешность проведенной работы. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

История пуговиц настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц .

Главное, чему научил проект детей и родителей – это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления .

Итоги реализации проекта были оформлены и продемонстрированы родителям в виде презентации.

Список используемой литературы

1. Дыбина О. В. «Рукотворный мир» . – М., 2001.

2. Дыбина О. В. «Что было до…. Игры – путешествия в прошлое предметов» . – М., 2001.

3. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ». – М., 2003.

4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование у детей представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • знакомство детей с историей пуговицы;
  • формирование представления о многообразии видов пуговиц;
  • развитие мыслительной активности и любознательности;
  • развивать мелкую моторику;
  • поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;

Речевое развитие:

  • способствовать развитию речевой активности детей;
  • обогащение словаря;

Художественное-эстетическое развитие:

  • формировать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу;
  • формировать умение общаться в процессе совместной деятельности.

Новые слова: фибула, застёжка, солдатский мундир, дизайнер.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, игровой метод, вопросы поискового характера, “мозговой штурм”, рассматривание слайдов презентации, художественное слово, сюрпризный момент, практический.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук, указка, аудио запись, различные пуговицы, ножницы, макет дерева, картина из пуговиц “Воздушный шар”.

Предварительная работа:

Чтение загадок, стихотворений о пуговицах. Чтение сказки Г.Шалаева “Потерянная пуговица”. Рассматривание альбома “Поделки из пуговиц”. Создание в группе мини - музея “Пуговица”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, дидактическая игра “Мозаика из пуговиц”, “Сосчитай пуговицы”, НОД “Пришей пуговицу”, НОД “Предметы которые нас окружают”, творческое задание “Подбери пуговицы”, совместная деятельность педагога с детьми “Бабочка из пуговиц”, картина “Рыбка”, “Ваза с цветами”.

Работа с родителями:

Создание коллекции “Пуговицы”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, участие в проекте “Волшебная пуговица”, мастер класс “Венок из пуговиц”.

Ожидаемый результат: расширение кругозора детей, умение создавать коллективную работу, оценивать правильность выполнения работы, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества; видеть прекрасное в окружающем мире, быть в роли дизайнеров, создавать поделки из пуговиц своими руками, всплеск эмоций.

Звучит мелодия № 1.

Воспитатель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами:

День чудесный,
Улыбнись ты мне.
Ну, а я улыбку-
Подарю тебе.
“Здравствуй, это я! ”

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: Хорошее, доброе, весёлое, весеннее.

Воспитатель: А, у меня тоже хорошее настроение, и я вам сделала подарок, красивую картину. Рассмотрите её. Из чего она сделана?

Дети рассматривают картину.

Дети: Она сделана из пуговиц.

Воспитатель: На этой картине, мы вместе с вами летим на воздушном шаре. Нравится она вам?

Дети: Лариса Анатольевна, очень красивая картина, вы молодец.

II. Ход НОД

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?

Дети: Пуговица, пуговка.

Воспитатель: А что такое пуговица?

Дети: Застёжка для одежды.

Воспитатель: Какие застёжки вы знаете?

Дети: Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.

Воспитатель: Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему?

Мозговой штурм, дети высказывают своё мнение, предположения, как решить эту проблему, работают парами, командой.

Дети: Можно пришить другую пуговицу.

Воспитатель: У вас нет другой пуговицы.

Дети: Закрепим на булавку, заколем зубочисткой, пришьём ниткой, заколем иголочкой, завяжем шнурком.

Воспитатель: Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная. Вы согласны со мной?

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы, узнать историю пуговиц, какие были пуговицы, сколько пуговице лет?

Воспитатель:

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я
Не теряя ни минутки
Приглашаю вас я в путь
Умения взять не забудь!

Презентация “История маленькой пуговицы”.

История пуговицы началась семьсотлет назад.

В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали - петли.

Древним грекам и римлянам застежками служили фибулы. Они были похожи на английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаками богатства, и знатности.

Слайд 7,8,9.

На Руси наиболее распространенными были полые металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей. Их делали из серебра, золота, богато украшали жемчугом. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и водной вещью. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.

Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова “пугать”. Круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. Для “большей силы” в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.

Петр I, повелевал пришивать, пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя солдатам вытирать рукавом, нос или рот после еды, отучил их от дурной привычки.

Появились даже пуговицы, которые были настоящим произведением искусства. Художники стали расписывать пуговицы, как картины: изображениями людей, животных, насекомых. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях.

Слайд 13,14.

Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д.

Слайд 15,16.

Пуговицы в армии использовались разные, чтобы можно было отличить моряка от связиста или артиллериста.

Слайд 17,18,19,20.

Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застегивания одежды, но и для украшения и создания интересных красивых вещей. Например, таких, какие показаны на слайде. Люди, которые изготавливают такие необычные красивые вещи, называются дизайнерами.

Воспитатель: Повторите ребята дизайнеры.

Дети: Дизайнеры.

Воспитатель: А вы хотите стать дизайнерами?

Физкультминутка “Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Пуговицы в руки возьмём
И под музыку передаём.
Когда настанет тишина.
Скажи, какая пуговица, у тебя?

Когда остановится мелодия, ребёнок, у которого в руках пуговица, называет свойства пуговицы, большая, зелёная, красивая.

Дети: Да.

Воспитатель: В моей шкатулке много пуговиц и все такие разные.

Воспитатель: Смотрите, что это у меня на столе?

Дети: Ствол дерева, ствол берёзы в горшочке.

Воспитатель: Давайте, с вами сделаем пуговичное дерево. Вы будете на леску собирать пуговицы, веточки этого дерева и прикреплять к стволу.

А я хочу напомнить правило:
Не брать пуговицы в рот,
Не засовывать их в нос.

Педагог вместе с детьми делает пуговичное дерево. Звучит аудио запись, детская песенка “Отрывается пуговица”.

Педагог читает стихотворение “Пуговица”.

Воспитатель:

“Пуговица”.

В пыли, едва приметная,
Пуговица медная.
Ты потри её сильней,
Якорь светится на ней.
Может,
Пуговица эта
На бушлате моряка
Обошла почти полсвета,
Приплыла издалека.
Значит, видела она
Лопоухого слона.
Посещала, значит, страны,
Где на ветках - обезьяны.
На краю огромной льдины
Танцевали ей пингвины.
У причала на рассвете
Провожали её дети.
Может, в бурю у штурвала
Чуть её не оторвало
От бушлата моряка,
Не схвати её рука.
Г. Горбовский

Рефлексия.

Воспитатель: Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Вы настоящие дизайнеры. Вам понравилось наше занятие? И так, что нового вы узнали?

Дети: Узнали историю пуговицы, были в роли дизайнеров, создавали пуговичное дерево.

Воспитатель:

Но пришла пора прощанья,
Говорю вам до свиданье.

Список использованной литературы.

1. Журнал “Дошкольная педагогика”, №1 2014 год;

2. Нуждина Т.Д., Энциклопедия для малышей, 2008 год;

3. О.В. Дыбина, Что было до, 1999 год.

4. Интернет-ресурсы.