Занятие по фэмп во 2 мл группе. Конспект занятия по фэмп во второй младшей группе «длинный — короткий

Цель: учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.

Задачи:

Продолжать учить выделять один предмет из множества, отвечать на вопросы «сколько»? словами один много, ни одного.

Закреплять умения сравнивать предметы по высоте (низкий, высокий)

Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе

Материалы: мягкая игрушка Медведь. Большой грузовик с кубиками. Демонстрационные кубики: большой, маленький для воспитателя и по два кубика - большой маленький на каждого ребенка, большая и маленькая коробка, тарелочки красные, синие, и жёлтые по одной штуке на ребёнка. Кружочки четырех цветов: красные, синие, желтые. Матрешки маленькие по количеству детей. Картинка с изображением медвежонка. Пять картинок с изображение елок разной величины.

Методы и приемы работы с детьми: Игровой, сюрпризный, словесный, работа с раздаточным материалом, вопросы, самостоятельная деятельность.

1. Водная часть.

Кто-то стучится в дверь.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь кто-то есть. Кто это?

Дети: Медвежонок

Воспитатель: Да, это медвежонок Миша. И он чем-то расстроен. Давайте спросим, почему он такой грустный?

Дети спрашивают.

Воспитатель: Миша рассказал, что гулял на улице, играл в кубики, а когда вернулся в группу, то вспомнил, что все игрушки остались на улице (кубики). «Они наверно потерялись», - говорит Мишка. Ребята, мы поможем медвежонку найти кубики?

Дети: Поможем

Дети и воспитатель находят кубики, Мишка радуется и благодарит ребят.

2. Основная часть.

Игра – задание «Разложи кубики по коробкам» (на ковре).

Перед ребенком разложены кубики: большие и маленькие для каждого ребенка. Приготовлены две коробки: большая и маленькая

Воспитатель: Медвежонок принес для каждого из вас кубик и просит разложить их по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Посмотрите, это какая коробка?

Дети: Большая

Воспитатель: А эта коробка, какая?

Дети: Маленькая

Воспитатель: Посмотрите на свои кубики. Покажите большой кубик (показывают). Покажите маленький (показывают).

На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький. Воспитатель первый раскладывает по коробкам.

Воспитатель: Посмотрите большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в маленькую коробку

Дети выполняют задания после объяснения воспитателя.

Воспитатель: Вот мы и помогли Мишке: большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Мишка доволен он улыбается: Сколько кубиков в коробках? (много) А сколько кубиков у вас? (ни одного).

Игра «Разложи по цвету»

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка определенного цвета: синяя, красная, желтая. В центре стола коробка с разноцветными кружочками красными, желтыми, синими, зелеными. Дети должны положить в свою тарелочку кружочки такого же цвета, как и сама тарелочка.

Воспитатель: Ребята, Мишка спрашивает, умеете ли вы ходить как медведи, вперевалочку»?

Дети: Умеем

Воспитатель: Давайте в вперевалочку, будто мы тоже медведи, подойдем к столам и сядем за свои места.

Воспитатель: Посмотрите, какие разноцветные тарелочки принес для вас Мишутка. А еще Мишутка принес разноцветные кружочки и просит разложить их по тарелочкам. Какого цвета тарелочка, такого же цвета кружочки нужно в неё положить. В красную тарелочку положим красные кружочки, в синею тарелочку положим синие кружочки, а желтую тарелочку положим желтые кружочки.

Каждый ребенок раскладывает кружочки в свою тарелочку (дети выполняют задание самостоятельно).

На столе должен остаться кружочек зеленого цвета.

Воспитатель: Никита, у тебя в тарелочке кружочки какого цвета? (синего) Сколько их? (много). Посмотрите, на столе остался кружочек. Какого он цвета?

Дети: Зеленого

Воспитатель: Сколько зеленых кружочков осталось на столе?

Дети: Один.

Физминутка « Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

(Встать в позу медведя)

Головой своей крутили

Вот так, вот так.

(повороты головы)

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

(наклоны вперёд)

Вот так,вот так.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

(наклониться к полу)

Вот так, вот так

А потом они плясали,

Выше ноги поднимали.

Вот так, вот так. (показать)

Игра «Сколько матрешек»

На столе выставлены матрешки по количеству детей

Воспитатель: Дуйте в дудку бейте в ложки в гости к нам пришли матрешки. Кто это ребята?

Дети: Матрешки

Воспитатель: Мишутка спрашивает: сколько их?

Дети: Много.

Воспитатель: Подойдите и возьмите по одной матрешке (дети подходят и берут матрешку)

Воспитатель: Сколько у тебя матрешек Саша? (Оля, Сережа) (одна)

По сколько матрешек вы взяли (по одной)

А теперь снова поставьте их на стол. Сколько у тебя матрешек Лена? (ни одной)

А сколько матрешек на столе (много).

Игра «Покажи, где Мишкин дом».

На мольберте елочки разных размеров (разной высоты 5-6 шт.).

Воспитатель: Очень интересно было Мишке, с вами « Какие вы молодцы»- говорит он. Но, к сожалению, пора ему домой возвращаться. А где живет Мишка?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Правильно все медведи живут в лесу и зимой они спят и нашему Мишке тоже нужно спать. Сил набираться. Посмотрите ребята это лес, в котором живет мишка. Он сказал, что его берлога находится под самой высокой елкой. Только сам он не знает, какая же из елок самая высокая. Вы ребята можете показать самую высокую елку.

Дети показывают.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ну что же, Мишутка, до свидания!

Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали? (Ответы детей). Вы такие сегодня молодцы!

Занятие №1

Программное содержание

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько — сколько, больше, меньше.

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Демонстрационный материал . Высокие красные и низкие синие ворота, стульчики (на один больше количества детей).

Раздаточный материал. Полоски-дорожки зеленого и желтого цветов разной длины, машины (по 2 для каждого ребенка).

Методические указания

I часть . Воспитатель просит детей положить перед собой полоски-дорожки и показать длинную и короткую дорожки. Затем предлагает покатать машину по длинной (короткой) дорожке, называя ее длину. (Предварительно дети уточняют способы сравнения предметов по длине и последовательность действий.)

Воспитатель расставляет на ковре высокие и низкие ворота и спрашивает: «Что можно сказать о высоте ворот? Покажите высокие ворота. Покажите низкие ворота».

Воспитатель предлагает детям пролезть под высокими воротами и проползти под низкими. Затем выясняет: «Что можно сказать о высоте красных ворот по сравнению с высотой синих ворот?»

II часть. Игровое упражнение «Автомобили и гаражи».

Воспитатель в ряд расставляет «гаражи» (стульчики). По сигналу воспитателя дети под музыку начинают катать машины. Они передвигают их в указанном воспитателем направлении (поворот направо, налево, движение по кругу). По окончании музыки дети ставят машины в «гаражи» (на стульчики).

Игра повторяется два раза. Каждый раз воспитатель убирает или добавляет один «гараж», создавая ситуацию неравенства групп предметов. Дети вместе с воспитателем находят варианты установления равенства.

Занятие №2

Программное содержание

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько — сколько, больше — меньше.

Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, 5 птичек, 5 зернышек, картинка с изображением играющего ребенка, картинка с изображением спящего ребенка.

Раздаточный материал . Однополосные карточки; картинки с изображением скворечников без окошек (по 5 шт. для каждого ребенка); кружочки (на один меньше, чем скворечников).

Методические указания

I часть . Воспитатель. Пришла весна, из теплых стран прилетели птицы. (Прикрепляет картинки с изображением птиц на фланелеграф.) Сколько птичек прилетело? Давайте покормим птичек зернышками. (Вызванные дети кладут каждой птичке зернышко.) Сколько птичек? Сколько зернышек? У каждой птички есть зернышко? Чего больше — птичек или зернышек? Чего меньше — зернышек или птичек? Как сделать так, чтобы птичек и зернышек стало поровну?

Дети уравнивают группы предметов любым способом и результаты равенства обозначают соответствующими выражениями.

II часть. Игровая ситуация «Строим скворечники для птичек».

Воспитатель раздает детям однополосные карточки и картинки с изображением скворечников.

Воспитатель . Сколько у вас скворечников? (Много.) Могут ли птички попасть в свои домики? Почему? (Ответы детей.) Что нужно сделать, чтобы птички могли залететь в домики? (Сделать окошки.)

Воспитатель раздает детям кружочки, из которых они делают окошки для домиков.

Воспитатель. Во всех ли домиках вам удалось сделать окошки? Как сделать так, чтобы домиков и окошек стало поровну? (Ответы детей.)

Дети уравнивают группы предметов.

III часть . Подвижная игра «День — ночь».

В начале игры воспитатель выясняет, что дети делают днем (показывает картинку с изображением играющего ребенка) и что ночью (показывает картинку с изображением спящего ребенка). Затем поочередно включает то веселую мелодию, то колыбельную, называя время суток. Когда звучит веселая мелодия, дети бегают, прыгают и т.д., когда звучит колыбельная—они останавливаются и «засыпают». Игра повторяется 2—3 раза.

Занятие №3

Программное содержание

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Фланелеграф; картинки с изображением бычка, мышки, лягушки, зайца, вороны, поросят; 3—4 елочки; барабан, металлофон, дудочка; 2 дорожки разной длины, 2 домика; домики с нарисованными на них геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником; аудиозапись песенки трех поросят.

Раздаточный материал. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для каждого ребенка), полоски разной ширины (двери домиков), карточка с изображением двух домиков с пустым местом для дверей разной ширины.

Методические указания

Игровая ситуация «Поможем героям сказок».

I часть . На фланелеграфе бычок —смоляной бочок, елочки.

Воспитатель. Бычок —смоляной бочок заблудился и просит зверей — лягушку, мышку, зайчика, ворону —показать ему дорогу домой. Звери предлагают бычку сначала послушать, как они играют на музыкальных инструментах, и определить количество звуков —один или много.

Воспитатель играет на музыкальных инструментах, а дети определяют количество звуков. После выполнения задания звери выводят бычка из леса.

Воспитатель раскладывает картинки с изображением поросят, располагает две дорожки: длинную и короткую. Он предлагает детям помочь поросятам спрятаться от волка. Для этого они выясняют, какая дорожка длинная, какая короткая, и сравнивают их по длине знакомым способом.

II часть. Игровое упражнение «Закрой двери домика».

Перед детьми два домика. Воспитатель предлагает детям закрыть домики дверцами соответствующей ширины и пояснить свои действия.

III часть. Подвижная игра «Поросята и волк».

Воспитатель раскладывает на полу домики с нарисованными на них геометрическими фигурами. Такие же фигуры (по одной) он раздает детям. Затем кто-нибудь из детей выбирается на роль волка, и воспитатель объясняет правила игры. Они заключаются в том, что «поросята» под музыку (музыкальное сопровождение из сказки «Три поросенка» (песенка трех поросят)) бегают по комнате, а когда выходит волк, разбегаются по своим домикам. Те, у кого в руках квадрат, бегут к домику с изображением квадрата, у кого треугольник — к домику с изображением треугольника, у кого круг —к домику с кругом. Затем воспитатель проверяет, правильно ли дети выбрали домики, и уточняет названия фигур.

Занятие №4

Программное содержание

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, 2 куклы, бусы, состоящие из трех бусинок одного цвета и величины, дудочка, квадрат синего цвета, квадрат красного цвета.

Раздаточный материал. Вырезанные из картона круги-бусинки (по 3 шт. для каждого ребенка), двухполосные карточки, треугольники (по 4 шт. для каждого ребенка), квадраты (по 4 шт. для каждого ребенка), разноцветные треугольники и квадраты для игры «Найди пару».

Методические указания

Игровая ситуация «В гостях у Маши и Даши».

I часть . Собираем бусы для Маши и Даши.

На фланелеграфе выложены бусы (круги).

Воспитатель. Это бусы Маши. Какого цвета бусинки? Сколько их? Давайте сделаем точно такие же бусы для Даши: кладем одну бусинку (дети повторяют действие у себя на столах), еще одну и еще одну.

Дети собирают бусы для куклы.

Воспитатель. Что можно сказать о количестве бусинок на бусах у Маши и Даши? (Бусинок у Маши и Даши поровну.)

Куклы Маша и Даша говорят детям спасибо.

II часть. Куклы «предлагают» детям поиграть.

Маша. На верхней полоске карточки выложите столько треугольников, сколько услышите звуков дудочки. На каждый звук положите один треугольник. Сколько звуков вы услышали? (Много.) Сколько треугольников вы положили? (Много.)

Воспитатель . Сколько треугольников вы выложили? (Столько, сколько раз проиграла дудочка: один или много.)

Даша. На нижней полоске карточки выложите столько квадратов, сколько услышите звуков дудочки. (Один звук.)

Затем дети уравнивают количество треугольников и квадратов любым способом.

III часть . Игра «Найди пару».

Воспитатель раздает детям разноцветные квадраты и треугольники и предлагает составить из фигур пары. Воспитатель берет двух кукол и объясняет правила игры: «У Маши квадрат синего цвета, а у Даши квадрат красного цвета. Они встали в пару, потому что у них одинаковые геометрические фигуры —квадраты».

Игра повторяется три раза. Основанием для создания пар может быть форма или цвет фигур.

Занятие №5

Программное содержание

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди— сзади, слева —справа.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, большой и маленький клоуны, игрушечная собачка, кружочки (4 шт.), погремушка, карточки с изображением игрушек, музыкальных инструментов, предметов одежды разной величины.

Раздаточный материал . Однополосные карточки, кружочки (по 4 для каждого ребенка).

Методические указания

Игровая ситуация «Цирковое представление».

I часть. Игровое упражнение «Дрессированная собачка».

На фланелеграфе клоун «выкладывает» кружочки. Каждый раз, когда клоун кладет кружочек, лает дрессированная собачка. Дети вслед за клоуном тоже выкладывают на карточки по одному кружочку.

Когда все кружочки разложены, воспитатель выясняет у детей, сколько кружочков они положили. (Один, много.)

Упражнение повторяется 3—4 раза.

II часть . Игра «Подбери большие и маленькие предметы».

Дети сравнивают по величине и подбирают карточки с изображением разных предметов: большие игрушки, музыкальные инструменты, предметы одежды для большого клоуна, маленькие —для маленького.

III часть. Игра «Где звенит погремушка?».

Дети стоят лицом к клоунам. Воспитатель предлагает закрыть глаза и определить, где звенит погремушка (впереди, сзади, слева, справа).

Игра повторяется 2—3 раза.

Занятие №6

Программное содержание

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя, обозначать их словами впереди —сзади, вверху —внизу, слева — справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, медведь, шарики, круги красного, синего и желтого цветов, карточка с кругами тех же цветов.

Раздаточный материал . Шарики, круги красного, синего и желтого цветов, однополосная карточка.

Методические указания

Игровая ситуация «Мы играем».

I часть . Кукла учит мишку танцевать (куклой руководит воспитатель, мишкой — вызванный ребенок). Мишка воспроизводит то количество движений, которое показывает кукла. Например: «Наша кукла громко хлопает —хлоп-хлоп-хлоп. Сколько раз кукла хлопнула в ладоши? Сколько раз хлопнул мишка?

Наша кукла громко топает —топ-топ-топ. Сколько раз топнула кукла? Сколько раз топнул мишка?»

Игра повторяется 2—3 раза.

II часть. Кукла и мишка приносят детям шарики. Воспитатель предлагает рассмотреть их (дети определяют форму и цвет) и поиграть с ними.

Воспитатель. Подул ветерок, и шарики разлетелись. Сколько шариков осталось у куклы и мишки? (Ни одного.)

Дети берут по одному шарику и выполняют задания куклы и мишки: «Возьмите шарик в правую руку. В какой руке шарик? Переложите его в левую руку. Поднимите шарик. Где шарик? Опустите шарик. Спрячьте шарик за спину. Положите шарик перед собой».

III часть. Игра «Продолжи ряд».

Воспитатель раздает детям круги красного, синего и желтого цветов. Кукла и мишка показывают карточку с кругами разных цветов, расположенными в определенной последовательности (красный, синий, желтый, красный). Воспитатель предлагает детям выложить кружочки в той же последовательности, уточняет порядок их расположения.

IV часть . Кукла и мишка говорят, что хотят поиграть с шариками. Дети отдают им шары, а воспитатель выясняет: «Сколько шариков стало у куклы и мишки? Сколько шариков у вас в руках?»

Занятие №7

Программное содержание

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Карточка-образец с изображением бабочек—желтая, красная, зеленая, желтая; цветы тех же цветов (по количеству детей), модель частей суток (круг со стрелкой, разделенный на четыре части).

Раздаточный материал . Бабочки —желтая, красная, зеленая, карточки с изображением детей в разное время суток.

Методические указания

I часть . Игра «Сделай, как я».

Воспитатель выполняет различные движения и предлагает детям повторить их, затем просит выполнить действия по команде, переходя от одного вида движений к другому (прыгать, останавливаться, шагать), назвать, сколько движений сделали. (Один, много.)

II часть . Игра «Строимся на зарядку».

Воспитатель предлагает детям взять по одной бабочке и построиться по порядку в соответствии с образцом на карточке: желтая, красная, зеленая, желтая бабочки и т. д.

III часть . Игра «Найди свой цветочек».

Воспитатель раскладывает на полу желтые, красные, зеленые цветы (по количеству детей). Под музыку дети с бабочками в руках двигаются по комнате, по окончании музыки они сажают бабочек на цветы. Каждая бабочка должна сесть на цветок такого же цвета.

Игра повторяется 2—3 раза. Каждый раз воспитатель меняет расположение цветов на полу.

IV часть . Игра «Когда это бывает».

Воспитатель произносит предложения: «Мы завтракаем утром, а обедаем... Мы встаем утром, а ложимся...» и т.д.

Дети дополняют предложения, показывают соответствующие карточки (с изображением детей в разное время суток) и устанавливают стрелку на модели суток.

Занятие №8

Программное содержание

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько —сколько, больше—меньше.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т.д.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, кукольная мебель, кукольная одежда для прогулки двух размеров.

Раздаточный материал. Контурные изображения кофточек с петельками, пуговки-кружочки.

Методические указания

I часть . Игровое упражнение «Поможем кукле подобрать одежду для прогулки».

На ковре модель комнаты с предметами мебели для куклы. Кукольная одежда разложена на кровати, на стульчике, под стульчиком, в шкафу и т. д. Дети вместе с воспитателем находят одежду и уточняют ее местоположение, используя предлоги на, под, в и др.

II часть. Упражнение «Пришиваем пуговицы к кофточке».

У каждого ребенка контурное изображение кофточки с петельками и пуговки (на одну меньше, чем петелек). Воспитатель дает задания: «К каждой петельке нужно пришить (приложить) пуговку. Сколько петелек? Сколько пуговок? Чего больше — петелек или пуговок? Чего меньше — пуговок или петелек? Сделайте так, чтобы в каждой петельке была пуговка».

III часть . Воспитатель предлагает детям сравнить кукол по величине и подобрать им одежду для прогулки: пальто, шапочки, обувь и т.д.

Занятие №9

Программное содержание

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Три карточки с изображением геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат зеленого цвета, круг синего цвета; три круга разной величины желтого цвета, треугольник желтого цвета, большой круг желтого цвета; маленький круг красного цвета, большие круг, треугольник и круг зеленого, желтого и красного цвета); мешочек, в котором лежат большие и маленькие кубы и шары разных цветов и размеров.

Раздаточный материал. Палочки (4 красные и 3 зеленые палочки для каждого ребенка), веревочки.

Методические указания

I часть . Игра «Найди лишнюю фигуру».

Воспитатель поочередно показывает детям карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), предлагает рассмотреть их и спрашивает: «Чем отличаются фигуры? Чем похожи фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?»

II часть . Игра «Построим фигуру».

У каждого ребенка 4 красные и 3 зеленые палочки, веревочка.

Воспитатель дает задание: «Составьте из красных палочек квадрат. Покажите его стороны. Составьте из веревочки круг. Обведите его рукой. Составьте из зеленых палочек треугольник. Покажите его стороны и углы».

III часть. Игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель произносит четверостишие:

Я — чудесный мешочек,

Всем ребятам я дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

В «чудесном мешочке» лежат большие и маленькие кубы и шары разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Знакомство с наложением предметов»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Образовательные : - учить сравнивать две равные (не равные) группы предметов пользуясь приемами наложения, предметов одной группы к предметам другой.

При сравнивании неравных предметов по количеству групп, учить устанавливать равенство между ними, путем добавления одного предмета к меньшей группе, или убавления одного предмета из большей группы.

Учить понимать вопросы- «сколько?», «поровну», «чего больше?», «чего меньше?».

Развивающие : -развивать мелкую моторику пальцев;

Воспитательные : -воспитывать дружеские отношения между детьми;

Воспитывать у детей познавательный интерес.

Планируемый результат: -развивать умение слушать и выполнять команды.

Развить умение обозначать результаты сравнивания словами сколько, поровну, чего больше, чего меньше.

Методы и приемы:

Наглядные: использование иллюстраций.

Словесные: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Словарная работа: - при ответах пользоваться словами и понимать их значение: один, много, по одному, поровну, больше, меньше, столько, сколько, лишний, не хватает.

Демонстрационный материал: 5 зайчиков, 5 морковок.

Раздаточный материал: карточка на каждого ребенка, белочки, орешки.

Предварительная работа: беседа, рассказ, показ.

Ход занятий. Организационный момент.

(Первая часть занятия на демонстрационном материале. Воспитатель будет учить, как сравнивать множество способом наложения).

(Создание образовательной ситуации).

В.- Ребята, посмотрите кто сидит на стуле?

Д.- зайчик!

В.- зайчик, к нам пришел не один. Он пришел с друзьями. (Выкладываю на доску пять зайчиков.)

Сколько зайчиков вы видите?

Д.- много.

В.- правильно, много зайчиков.

А давайте наших гостей угостим. Что любят зайчики?

Д.- морковь.

В.- Правильно ребята.

(Накладываемый предмет должен быть меньше статичного).

В.- Зайчиков много, а морковка одна, дети повторите. (Спрашиваем двух, трех детей. Дадим каждому морковку. И этому дадим морковку.

Поровну ли теперь зайчиков и морковок. Зайчиков столько же, сколько и морковок. Морковок столько же, сколько и зайчиков. Их поровну.

Убираем справа налево (с последнего зайчика).

Задаем вопрос:

В. - Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок? (Поровну ли теперь зайчиков и морковок?

Чего больше зайчиков или морковок?

Д.- Зайчиков.

В.- Правильно зайчиков больше, зайчики лишние, морковок меньше морковок не хватает.

Физминутка:

Раз два три четыре пять.

Вышли зайчики гулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пив- пав- ой-ой. Убегает зайчик мой.

В.- Давайте зайчика пригласим поиграть с нами за столом.

(Вторя часть занятия. Самостоятельная часть работы с раздаточным материалом).

1.Сравниваем множества способом наложения. Белочки на карточке 5шт, орешки на подносе6-7.

(Учим детей брать правой рукой и раскладывать слева на право.)

В.- Поднимите правую руку, а теперь поднимите левую руку, положите на красную ориентировочную полоску, а правой рукой берем по одному орешку и накладываем на каждую белочку.

(Начинаем сравнивать).

Сколько белочек? - много.

Сколько орешков? - много.

Белочек и орешков - поровну.

Одна белочка съела один орешек, уберите один орешек.

Чего больше белочек или орешек?

Д. - Белочек больше. Орешков меньше.

В.- Правильно белочек больше, орешков меньше, орешков не хватает.

Рефлексия:

Ребята, сегодня к нам приходил зайчик в гости.

Чем мы занимались?

Что вам понравилось?

Что запомнилось?

Зайчику очень понравилось как вы справились со всеми заданиями.

Воспитатель хвалит всех ребят, за активное участие в работе.

Евгения Герасимова
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе.

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе .

Тема : «Обобщение и систематизация знаний детей о количестве и счете. Группировка по цвету .

Цель : Обобщение и систематизация знаний детей о количестве и счете.

Образовательные :

Продолжать учить детей выделять один предмет из множества, отвечать на вопрос «сколько» словами один, много, ни одного;

Закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много, ни одного) ;

Закреплять умение различать и называть основные цвета : красный, синий, желтый, зеленый.

Развивающие :

Развивать у детей операции мышления (обобщение, сравнение, анализ, слуховое и зрительное внимание)

Активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательные :

Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Воспитывать желание и умение слушать друг друга.

Оборудование : мягкая игрушка Зайчик. Демострационные кубики : большой, маленький для воспитателя и по два кубика – большой, маленький для каждого ребенка. Большая и маленькая коробка; тарелочки : красные, желтые, синие, зеленые. Один кружок черного цвета. Корзинка и плоскостные изображения морковок для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сюрпризный момент «Пришел в гости Зайка»

Воспитатель. Ребята, кто это к нам стучится? К нам в гости пришел лесной зверек. Отгадайте загадку :

Я справляюсь очень ловко,

С сочной, свеженькой морковкой.

А еще люблю капусту,

Зря считают меня трусом,

Признаю, что быстр на ноги,

Пыль мне – дальняя дорога,

Ну – ка кто я угадайка,

Ведь зовусь я братец (зайка) .

(Педагог от лица зайки здоровается с детьми)

Правильно! Зайка очень любит играть, строить башни : высокие и низкие. Зайка очень переживает, что не умеет убирать за собой игрушки на свое место. Давайте нашему Зайчику поможем убрать игрушки в коробки.

2. Основная часть.

Игра задание «Разложи кубики по коробкам»

Перед ребенком разложены кубики : большие и маленькие для каждого ребенка. Приготовлены две коробки : большая и маленькая.

Воспитатель. Зайчик просит разложить кубики по коробкам большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую.

Как Вы думаете это какая коробка? (большая)

Как Вы считаете, а это какая коробка? (маленькая)

Как вы думаете, это какой кубик? (большой)

Как Вы считаете, а это какой кубик (маленький)

На столе у воспитателя демострационные кубики : большой и маленький.

Воспитатель раскладывает кубики по коробкам, сопровождая действия речью.

Посмотрите большой кубик я положу в большую коробку, а маленький кубик в маленькую коробку.

(дети выполняют задание после объяснения воспитателя)

Как Вы считаете, сколько кубиков в коробках? (много)

Как Вы думаете, а на ковре сколько осталось кубиков? (ни одног)

Я очень рада, что Вы помогли нашему Зайчику : большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую.

Игра- задание : «Разложи по цвету»

На столе разложены тарелочки. У каждого ребенка своя тарелочка определенного цвета : синяя, красная, желтая, зеленая. В центре стола разноцветные кружочки : красного, желтого, синего, зеленого и один черного цвета. Дети должны положить кружочки такого же цвета. как и сама тарелочка.

Ребята, а мне сейчас Зайчик сказал на ушко, что он приготовил для Вас сюрприз и зовет Вас пройти к столу.

Зайка просит нас ему помочь. Займите места у той тарелочки, какая Вам понравилась.

Ребята посмотрите, какие разноцветные тарелочки принес нам Зайка. А еще Зайка принес разноцветные кружочки. Зайка просит Вас разложить кружочки такого же цвета, какого у Вас тарелочка.

Каждый ребенок раскладывает кружочки в свою тарелочку (дети выполняют задание самостоятельно) . На столе должен остаться кружок черного цвета.

Маша, у тебя в тарелочки кружочки какого цвета?

Саша, а как ты думаешь сколько у Маши кружочков в тарелочки? (много) .

Как Вы думаете на столе остался кружочек какого цвета? (черный) .

Как Вы считаете сколько черных кружочков осталось на столе? (один) .

Физкультминутка : «Громко – тихо»

Ребята давайте мы немного отдохнем и поиграем в игру «Громко – тихо» .

Закройте глазки и попробуйте угадать, какой музыкальный инструмент сейчас звучит?

Правильно! (бубен) .

А сейчас?

Молодцы! (колокольчик) .

Когда я буду играть в бубен громко – громко, Вы будете прыгать, как зайчики.

А если я начну звенеть колокольчиком тихо – тихо, Вы прячетесь (садитесь на корточки) .

Игра – задание : «Сколько морковок» .

На столе стоит корзинка с морковками.

Ребята Вы такие молодцы. Зайка так радуется. Зайка в знак благодарности хочет подарить Вам по морковке.

Рита у тебя сколько морковок? (одна) .

Дима, а как ты думаешь сколько в корзине осталось морковок? (ни одной) .

Даша, а как ты считаешь у Вас с ребятами сколько морковок? (много) .

3. Заключительная часть.

Ребята как вы считаете мы сегодня Зайчику помогли?

А как Вы думаете Зайка наш доволен?

Да ребята Вы большие молодцы. Зайка очень благодарен Вам за помощь. Он приглашает Вас в зал попеть с ним песенки и поплясать.

Публикации по теме:

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе «Счет до двух. Числа 1 и 2» Тема: «Цифры 1 и 2. Счет до двух». Цель: Знакомство детей с изображением чисел 1 и 2, через воображение и логическое мышление. Задачи: 1.

Интегрированное занятие по ФЭМП и развитию мелкой моторики во второй младшей группе Образовательные задачи: - Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев. - Закрепление цветов - закреплять умение различать контрастные.

Конспект ООД по ФЭМП во второй младшей группе Цель: продолжать учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать результат сравнения словами; закреплять представление детей о пространственном.

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе Тема: "МНОГО - МАЛО» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: ФЭМП Цель: уточнить представление детей о понятиях «один»,.

Интегрированное занятие по ФЭМП во второй младшей группе «В гостях у кошки с мышкой» Интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений детей 2 младшей группы «В гостях у кошки с мышкой» Выполнила:.

Материал, предлагаемый в данном разделе, является обобщением опыта работы педагога с детьми четвертого года жизни.

Конспекты занятий построены на базе активной практической деятельности, широкого использования наглядного материала.

Основное направление в организации занятий — развитие сенсорных и общих интеллектуальных способностей в игровой деятельности. Перед детьми ставится цель играть, а не учиться.

Воспитатель вовлекает детей в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, задания, ситуации, практические действия.

Все конспекты занятий с детьми четвертого года жизни построены с учетом методики формирования элементарных математических представлений A.M. Леушиной и А.А. Столяра. В данной методике большое внимание уделяется не только обучению дошкольников, но и совершенствованию познавательной детской деятельности, общего умственного развития.

Основными задачами математического развития детей четвертого года жизни являются:

Освоение свойств предметов и отношений между ними;

Развитие самостоятельности познания;

Развитие познавательных и речевых умений.

Демонстрационный и раздаточный материал для занятий — это предметы окружающей действительности, иллюстрации, это уже имеющийся в ДОУ дидактический материал как фабричного производства, так и собственного изготовления.

Во время проведения занятий воспитатель всегда должен учитывать реальные возможности каждого ребенка, а также осуществлять индивидуальную работу с детьми. Задача педагога — поддержать стремление к самостоятельности, помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений.

Воспитатель всегда должен создавать ситуацию содружества, сотворчества. При этом необходимо учитывать наглядно-действенный, наглядно-образный характер мышления малышей.

Занятия проводятся один раз в неделю, за исключением дошкольных каникул: последней недели декабря и первой недели января.

Чтобы математические знания и умения были прочными, не ограничивайтесь только занятиями. Создавайте игровые математические ситуации в разных видах детской деятельности.

Если программная задача сложна для усвоения детьми, организуйте игру упражнения, ситуацию с данной задачей до занятия. Этим самым вы подготовите ребенка к усвоению программного материала.

Приведенные конспекты занятий не стоит строго копировать для работы с детьми. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение педагога к занятиям: варьирование игровых упражнений и заданий, повторение материала в том или ином виде, индивидуализация требований к детям.

Надеемся, что данные материалы помогут вам в работе с детьми по формированию у них математических способностей.

Задачи математического развития детей четвертого года жизни

Свойства

Сформировать представления о:

Длине двух предметов: короткий, длинный;

Высоте двух предметов: высокий, низкий;

Размере двух предметов: большой, маленький;

Геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Дать представление о том, что геометрические фигуры могут иметь разную форму, цвет, размер.

Отношения

1. Учить определять отношения предметов по:

Длине: длиннее — короче;

Высоте: выше - ниже;

Размеру: больше — меньше.

2. Учить определять отношения предметов по количеству, устанавливая равенство и неравенство предметов.

3. Дать представление о:

Пространственных отношениях: выше — ниже, вверху - внизу, впереди — сзади, справа — слева, рядом, в ряд, друг за другом;

Временных отношениях: сначала — потом, утро — вечер, день — ночь.

4. Дать первоначальное представление о временах года. Сохранение количества

Дать представление о том, что количество предметов (3) не изменяется от их иного расположения.

Речевые умения

Использовать в речи слова из специальной терминологии: «размер», «цвет», «форма» и др;

Употреблять словосочетания: «такой же», «не такой, как этот»;

Называть на основе сравнения, что разное и одинаковое в предметах и геометрических фигурах;

Понимать и использовать в речи слова — названия размера, формы;

Называть в речи слова, характеризующие количественные, пространственные, временные отношения;

Отвечать на вопросы, объясняя ход практического действия.

Конспект НОД по познавательному развитию "Солнечные лучики". Вторая младшая группаПрограммное содержание: Развивать умение детей сравнивать предметы по ширине и длине, высоте, при сравнении соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины. Формировать временные понятия о частях суток в организации жизнедеятельности детей. Развивать умение в счете предметов до 3. Продолжить закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, основные признаки предметов, цвет, форму и...

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «Путешествие в сказку»Тема: Путешествие в сказку. Цель: Создание условий для развития у детей элементарных математических представлений в процессе игровой и познавательной деятельности. Задачи: - Создать условия для формирования умения соотносить количество предметов с числом, различать геометрические фигуры. - Создать условия для развития мышления, внимания, памяти, фантазии. - Обеспечить условия в заинтересованности детей самостоятельным...

Конспект организации НОД по ФЭМП во 2 младшей группе по теме «Карлсон в гостях у детей»Автор: Кузнецова Наталья Николаевна, воспитатель МДОУ Зебляковский детский сад общеразвивающего вида 2 категории Шарьинского района Костромской области Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических потребностей для детей 2 младшей группы (от 3 до 4 лет) по теме «Карлсон в гостях у детей». Данный материал будет полезен восп...

Конспект итогового занятия по математике во второй младшей группе на тему: «Белочка в гостях у ребят»Предлагаю вашему вниманию конспект итогового занятия по ФЭМП во второй младшей группе. Цель: - Закрепить умения различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и составить картинку из этих фигур; закрепить умения устанавливать отношения между понятиями: «один», «много», «больше», «меньше». - Формировать умения различать части суток: утро, день, вечер, ночь. - Упражнять детей в сра...

Геометрическая игра в детском саду для детей 3-5 летОписание:Данная игра поспособствует формированию и развитию элементарных математических представлений у детей 3- 5 лет. Материал может быть полезен воспитателям, родителям, учителям- дефектологам. Задачи - развивать знания о геометрических фигурах - совершенствовать мелкую моторику - закреплять знания о названии цветов и форм - развивать зрительное восприятие -способствовать развитию мышления - формировать терпение, усидчивость, аккуратн...

Конспект итогового открытого занятия по Формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Путешествие на паровозике»Цель: Совершенствовать умения сравнивать предметы. Задачи: Образовательные: - Упражнять детей в сравнении по ширине, по длине, по цвету предметов и обозначать результаты сравнения словами: широкий - узкий, длинный – коротки, одинаковые-разные; и обозначать результаты сравнения соответствующими словами; - называть основные цвета; - Закрепить...

Конспект занятия по познавательному развитию. ФЭМП. Тема: «Шар и куб»К проекту во 2-ой младшей группе «Учимся различать цвета» Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкин, Белгородской области. Задачи: 1. Познакомить детей с геометрическими фигурами шаром и кубом. Учить находить предметы круглой и квадратной формы в специально созданной обстановке. 2. Совершенствовать умение различать красный, зеленый и желтый цвета. ...

Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе на тему "К ёжику в гости" Автор: Левшина Юлия Сергеевна, воспитатель Цель: формировать у детей умение сравнивать предметы по длине и высоте. Задачи: 1. Совершенствовать умение сравнивать два предмета обозначать результаты сравнения словами «выше- ниже», «длинней- короче». 2. Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и уравнивать численность групп предметов. 3. Развивать внимание, ре...

Конспект образовательной деятельности по формированию математических представлений «Как лесные звери к зиме готовились» для детей 2 младшей группы (3- 4 года).Цель: формирование математических представлений. Задачи: Способствовать развитию логического мышления, продолжаем знакомиться с временами года – зима; познакомить с особенностями подготовки к зимнему периоду лесных зверей; Уточнить характерные особенности времен года; дифференциация круга от шара; познакомить с отличительными чертами о...

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему «Слева, справа, посередине»Цель: Развитие познавательных интересов детей; Задачи: Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: слева, справа, посередине. Уточнить понятия о признаках времен года (зима, холодно, снег, ветер, мороз и т. д.). Закрепить названия основных цветов (красный, черный, зеленый, синий, белый и др.). Познакомит...

Конспект занятия по познавательному развитию. ФЭМП на тему «Шар и куб»К проекту во 2-ой младшей группе «Учимся различать цвета» Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкин, Белгородской области. Задачи: 1. Познакомить детей с геометрическими фигурами шаром и кубом. Учить находить предметы круглой и квадратной формы в специально созданной обстановке. 2. Совершенствовать умение различать красный, зеленый и желтый...

Конспект НОД для детей 3-4 лет «Знакомство с квадратом Воскобовича В.В»Задачи: Познакомить с двухцветным квадратом Воскобовича В.В. Развивать сенсорные способности и элементарные математические представления. Формировать на уровне образа представления о геометрических фигурах (треугольник, квадрат). Активизировать речь детей, творческое мышление. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Ход занятия: Дети становятся в круг. Игра малой подвижности «Собрались все дети в круг». Я - твой друг и...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) на тему «Сказка о треугольнике»(с использованием элементов технологии ТРИЗ). Вторая младшая группа ЦЕЛЬ: создать условия для формирования элементарных математических представлений. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепить знания о цвете, геометрической формы - треугольник, используя сочетания методов ТРИЗ и конструирования. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать пространственное мышление. Активизировать в речи...

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений «Родились у нас котята…»Автор: воспитатель Кубасова Елена Николаевна Место работы: МАОУ «Прогимназия №81» г. Сыктывкара Форма совместной деятельности: интегрированная. Возрастная группа: 3-4 года (младший дошкольный возраст) Форма организации: групповая, подгрупповая. Предварительная работа с детьми: дидактические игры, направленные на развитие сенсорных представлений. Ди...