Диагностика старшая группа техника квиллинг. Самообразование квиллинг

, Математический КВН с родителями «В гостях у Королевы Математики» и ещё 23 файл(а).
Показать все связанные файлы
Самообразование

воспитателя Журбиной Е. Н.

по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

– улучшат свои коммуникативные способности.

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации: «Квиллинг – нет ничего не возможного», «Квиллинг или бумажная филигрань», «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»

Работа с родителями

Закреплять умения и навыки по квиллингу дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга. И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей квиллинга, родители смогут ему помочь. Смогут помочь и при выполнении поделок для выставок в детском саду.

Консультация для родителей

Самообразование на 2014-2015 учебный год

По теме:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И.П. Павлов

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами.

Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Целью своей работы ставлю: исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.

Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
- проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
- познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;
- воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

Чтобы обучение у детей происходило эффективно необходимо соблюдать условия:

  • Поэтапность и систематичность;
  • Привлечение родителей

Работу с детьми по обучению квиллингу лучше, начинать со старшей группы.

1 этап . Знакомство с инструментами и бумагой для квиллинга.

Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка. В дальнейшем, при условии заинтересованности родителей, можно приобрести специальный инструмент для квиллинга. Инструментом также являются: пинцет (для приклеивания мелких деталей), клей, ножницы.

Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 7мм. Её можно приобрести в готовом виде, а можно и нарезать самим. Нарезание бумаги может быть и подготовительным заданием к занятию квиллингом. Например, во вторую половину дети нарезают бумагу, а на следующий день в первую половину дня, происходит непосредственно совместная деятельность – квиллинг.

2 этап . Знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг.

Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Чтобы его выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты вставить в специальную прорезь на деревянной зубочистке или инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившийся круг немного раскрутится, у этого круга заклеиваем кончик.

Получив разреженный круг, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, квадрат, «капелька» и другие.

В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу несколько форм. Сначала научите выполнять разреженный круг и плотный круг, а результатом такого занятия станет коллективная работа, например на тему «Гроздь винограда», «Снеговик», «Ледяная горка» или любой другой предмет, который можно составить из кружков.

Освоив основную форму, можно научить выполнять ещё одну форму, например, «капелька» - разреженный круг прищипываем с одной стороны большим и указательным пальцами. Изготовив несколько «капелек», дети могут составить цветок, приклеив его на коллективную полянку или свою индивидуальную открытку.

Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку ко дню матери, ребёнок сам выберет какие цветы он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает, сколько нужно полосок бумаги и какого цвета.

Работа по обучению технике квиллинг, может проходить, как самостоятельная деятельность, а затем можно внедрять элементы квиллинга в разные виды деятельности. Например, в математические игры: изготовим столько-то кружочков, к ним прибавим столько-то квадратов, а ответ изготовим в треугольниках. Родители очень довольны такими занятиями, т.к. дети учатся задачки составлять, моторику развивают. Или, например, предлагаем ребятам завтра поиграть в сюжетно-ролевую игру «День рождения», а угощение изготовить сегодня: торты, сочни и булочки из картона украсить цветочками и листочками, выполненными в технике квилинг.

Материал: для занятий с детьми используются полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, полоски из гофрокартона, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, тонкая пластиковая палочка с расщелиной на конце.

Ожидаемые результаты:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности.

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации: «Квиллинг – нет ничего не возможного», «Квиллинг или бумажная филигрань», «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»

Работа с родителями

Закреплять умения и навыки по квиллингу дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга. И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей квиллинга, родители смогут ему помочь. Смогут помочь и при выполнении поделок для выставок в детском саду.

Консультация для родителей по теме: «Волшебный мир квиллинга», «Квиллинг не так уж и сложно - работаем с детьми дома», «Квиллинг интересная работа, развивающая мелкую моторику»

Отчёт по самообразованию

воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.

По теме:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

Квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Техника бумагокручения сначала вызывала трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы стали решаться. Во время занятия бумагокручением мною проводились пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

В начале года проводились занятия по ознакомлению детей с техникой изготовления простых деталей. Я знакомила детей, видами кручения бумажных полос, созданием различных форм деталей, необходимых для поделки, показывала способы соединения деталей, при помощи клея, прикладыванием или наложением одной на другую, учила выполнять действия аккуратно и осторожно.

На последующих занятиях давала детям более сложный материал, вырабатывая у них следующие технические навыки:

нарезать бахрому;

Скручивать и распускать рулончики до определенного размера;

Склеивать детали;

Придавать заданную форму деталям;

Приклеивать на фон и создавать композицию.

В начале года, работая с бумажными полосками, в ходе создания работы в технике квиллинг у детей, не всегда правильно получались детали заданной формы, что являлось следствием недостаточной координации движений пальцев рук;

Элементы композиции получались разного размера, что определялось недостаточным развитием глазомера;

Работа, не держала определенную форму или теряла ее, из - за неправильной дозировки клея.

Уже к середине учебного года, дети овладели всеми базовыми навыками, что позволило сосредоточиться на творчестве, заключающемся в самостоятельном задумывании и воплощении замысла художественной композиции самими детьми.

В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобрела уверенность, гибкость, точность, развился глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. У воспитанников сформировались первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.

Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.


Жирякова Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №11
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста".
Дата публикации: 08.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Опыт работы воспитателя Жиряковой Надежды Владимировны. Приоритетным направлением в моей работе является
«Развитие тонкой

моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего

дошкольного возраста».

Цель:
проводимой работы – обучить детей 2 младшей группы технике обработки бумаги «квиллинг» посредством систематической и последовательной работе с постепенным усложнением уровня выполнения работ и совместной деятельности детского сада и семьи по освоению данного вида конструирования.
Задачи
: познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу), составлять из них различные композиции от простых до более сложных. Посредством занятия квиллингом повысить у детей уровень развития тонкой моторики, развивать мышление, внимание, память, творческие способности. В процессе работы привить детям эстетический вкус, интерес к творческому труду. Организовать работу с родителями по ознакомлению с квиллингом с использованием разных форм (мастер-класс, консультация, практикум, оформление выставок совместных работ, мультимедийные просмотры). В моей работе использует такие пособия, как «Квиллинг. Волшебство бумажных завитков» С. Букина, М. Букин, «Узоры и мотивы из бумажных лент» Д. Дженкинс, «Популярный квиллинг» У. Хелен, «Развитие и обучение. Воспитателям и родителям» В. Н. Белкина. Я определила пути реализации обучения детей 2 младшего возраста группы технике обработки бумаги «квиллинг» посредством создания условий (предметно- развивающей среды, методического обеспечения, ТСО), обновления содержания, форм и методов работы с детьми, просвещения родителей, пропаганды среди них данного вида конструирования. В работе с детьми я использую такие формы и методы, как подгрупповая деятельность, чтение познавательной литературы. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Активно использую мультимедийные средства для
обучения детей технике квиллинга. Предметно- развивающая среда группы и веранды способствует и побуждает детей к данному виду творчества. Елена Борисовна использует игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т.д В результате проводимой работы у детей 2 младшей группы эффективно развивается тонкая моторика руки. Уровень развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук становится более целенаправленным. Особо важен показатель улучшения развития сложно- координированных движений ведущей руки. Значительно улучшились у воспитанников показатели развития речи, мышления, памяти, внимания, связной речь. История квиллинга. Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции. Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» и переводится как «птичье перо». Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги: чтобы получить тонкую спираль для композиции, длинные полоски бумаги накручивались как раз на него. История квиллинга довольно необычна. Это искусство переходило от запада к востоку и обратно, обогащаясь национальными особенностями разных культур. Вполне возможно и то, что появление квиллинга относится к разным культурам. Хотя происхождение квиллинга нигде не зарегистрировано, некоторые считают, что этот вид искусства появился сразу после изобретения бумаги в Китае в 105 году нашей эры. Другие источники полагают, что этот вид искусства существовал в древнем Египте. Очевидно одно – у квиллинга богатая история. Считается, что в 300-ых и 400-ых годах серебряными и золотыми полосками украшали колонны и вазы, а также используя эту технику, создавали прекрасные ювелирные украшения. К 1200-ым годам этот вид искусства был очень популярен. В Корее бумагокручение приобрело характерные, присущие искусству Востока качества. Каждая работа восточного мастера может требовать огромного времени на изготовление, отличаться величайшей
тщательностью, тонкостью и состоять из сотен мельчайших деталей, объединенных в одну совершенную композицию. В Корее квиллинг входит даже в школьную программу, а так же считаться видом национального искусства. В Европе искусство бумагокручения возникло в эпоху ренессанса, в конце XIV - начале XVI века. Создавать миниатюрные украшения из позолоченной бумаги, которую частенько вырезали из позолоченных полей книг, научились монахини в католических итальянских и французских монастырях. Вполне возможно! Ведь таинственный и неспешный мир средневековых монастырей вполне располагал к несуетной работе во Славу Божию. Монахини украшали при помощи квиллинга книжные обложки и предметы религиозного культа. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако в Англии, в музее Виктории и Альберта в Лондоне хранятся многие творения принцессы Елизаветы, которая всерьёз увлекалась искусством квиллинга. XVIII веке филигранное кружево из бумаги стало популярно в Европе, в те времена девушки обучались рукоделию в специальных школах, это было одно из немногих занятий позволительное женщинам из высших слоев общества. Почему – именно из «высших»? – Вполне понятно, что качественная разноцветная бумага была когда-то весьма дорогостоящим материалом, свободно использовать которую мог только привилегированный класс. В XIX веке это уже было любимым дамским развлечением. Украшения из квиллинга применялись повсеместно: на шкафах и стойках, кошельках, дамских принадлежностях, картинах и рамах, корзинах, гербах и винных бочках. Квиллинг очень активно применялся и в украшении мебели, некоторая мебель изготавливалась со специальными углублениями в лицевых панелях под бумажное кружево. Так же квиллинг использовался в сочетании с вышивкой, живописью и другими видами искусства. Но большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает
личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Предлагаемая работа по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Эта работа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником,
дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал (бумага) приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Работа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). «Весёлый завиток» - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной работы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель работы
– научить детей новой технике обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи работы:

Обучающие:
 Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. Обучать различным приемам работы с бумагой.  Формировать умения следовать устным инструкциям.  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.  Обогащать словарь ребенка специальными терминами.  Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:
 Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.  Развивать мелкую моторику рук и глазомер.  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.  Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству квиллинга. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе работы:
 доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и дошкольника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);  научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы); Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Работа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл
работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Организационно-методическое обеспечение работы по данной теме:
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы) Работа по «Развитию тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста», рассчитана на 2 года. Для ее успешного выполнения на занятии численность детей в группе должна составлять не более 12 человек. Годовой курс работы рассчитан на 72 часа, 3 занятия по 20 минут. Группа формируется из детей в возрасте от 3-7лет.
Формы и методы:
В процессе занятий используются различные формы их проведения: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

о
бъяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;  репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;  частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;  исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности

дошкольников на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;  индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты:
В результате проведённой работы по данной теме «Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей 2 младшего дошкольного возраста», дошкольники:  научатся различным приемам работы с бумагой;  будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;  научатся следовать устным инструкциям, зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;  будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;  разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.  познакомятся с искусством бумагокручения;  овладеют навыками культуры труда;  улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации работы по данной теме
 Составление альбома лучших работ.  Проведение выставок работ дошкольников: в детском саду, в городе.  Участие в выставках детского прикладного и технического творчества.
Техническое оснащение занятий и инструменты для квиллинга
Для занятий необходимо иметь: цветную бумагу, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка. Подробнее:
Пинцет.
Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. они могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы.
Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей.
Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.
Техника квиллинга
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.
Бумага для квиллинга
Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
Литература:
- Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек». -Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».
-Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». - Е. Котаргинова «Квиллинг». Бумажная пластика. 2008. - А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань». Айрис-Пресс. 2010. -Диана Боден «Фантазии из бумажных лент: Миниатюрный квиллинг» и др. - Журнал «Радуга идей (квиллинг)» №8 (14) 2012г. - Журнал «Радость творчества: Фантазии из бумаги (квиллинг)» №6 2012г. -Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике- 3» Москва 2009

САМООБРАЗОВАНИЕ

Воспитатель
Кочеткова Г.В.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.
Продуктивная деятельность детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.
Продуктивная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом.
В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия. В процессе продуктивной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.
Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др.
На занятиях по художественному творчеству осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Этот процесс вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ.
Исходя из выше изложенного, ставится цель изучения данной проблемы:
определить наиболее эффективные приемы развития способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить психолого-педагогические источники по особенностям ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством – квиллинг(бумагопластика).
Способствовать формированию представления у педагогов, о новом декоративно-прикладном искусстве - квиллинг. Ознакомить с техникой выполнения квиллинга. Ознакомить слушателей с опытом ДОУ в данном направлении.
Разработать систему (Программу) работы по формированию у дошкольников декоративно-творческих способностей.
Апробировать систему на практике.
Определить эффективность разработанной системы занятий.
Исходя из поставленных задач, составлен план по теме самообразования.
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

- изучение научной, методической литературы,
- посещение лекций, семинаров,
-проведение мастер классов для педагогов и родителей.
- анализ и обобщение теоретических данных,
II этап (практический)
-составление программы «Квиллинг (бумагопластика)для детей дошкольного возраста».
- внедрение в практику полученных теоретических знаний,
- апробация программы.
III этап (обобщающий)
-обобщение опыта работы по теме самообразования,
- диагностика и анализ результатов работы.
I этап (информационно-ознакомительный)
Проанализирована методическая литература по теме самообразования:
Книга: "Забавные фигурки делаем из гофрокартона" Авторы: Л. В. Курочкина, Т. В. Щур, А. А. Ургард - мастера студии "Милое дело". Редактор: Деревянко Т.
Узоры из бумажных лент - Уолтер Хелен
Анна Зайцева: Квилинг: новые идеи для творчества.
Юртакова А., Юртакова Л.: Квилинг: создаем композиции из бумажных лент
Новикова И.В.: Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками
Шилкова Е.А.: Квиллинг: поделки из бумажных лент
Изучен передовой опыт (знакомство с методической литературой, статьями в СМИ, интернете)

Разработаны консультации для педагогов и родителей по теме самообразования:
Тема: «Значение техники квиллинг для умственного и эстетического
развития »
Принято участие в работе семинаров, конференций, педсоветов ДОУ с проведением мастер- классов.
Проведены с детьми ознакомительные занятия по квиллингу с показом презентаций.
Анализ работы по теме самообразования
Проаназизаровав литературу, изучив технику бумагопластика («квиллинг), были проведены мастер – классы для родителей и педагогов.
.
Познакомив детей с техникой декоративно прикладного искусства «квиллинг» накоплен определенный опыт работы по теме самообразования.
С учетом особенностей нашей возрастной группы (вторая младшая) данное декоративно-прикладное искусство – квиллинг, очень заинтересовало детей.
Дети рассматривали картины созданные педагогами, презентацию.
С помощью педагога дети научились скручивать полоски, а затем выкладывать небольшой узор. Итогом работы с детьми получилась коллективная работа.
В следующим учебном году планируется продолжить работу по самообразованию по данной теме, что позволит более глубоко изучить данную проблему, накопить опыт обучения техники «квиллинг» дошкольников используя современные приемы и методы.
С этой целью намечены следующие мероприятия на следующий учебный год:
Составление и апробация программы



Тема: «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
II этап (практический)
составление программы «Квиллинг(бумагопластика)для детей дошкольного возраста».
внедрение в практику полученных теоретических знаний,
апробация программы.
Мероприятия:
Работа с родителями - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
Участие в работе семинаров конференций, педсоветов - Консультации для педагогов, выступление с докладами
Обмен опытом - Открытый показ и посещение открытых занятий
Подведение итогов работы - Диагностика и анализ результатов


Программа работы по теме самообразования для детей средней группы
(На первое полугодие.)
«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
Разрабатывая программу для детей дошкольного возраста, по нашей теме самообразования, мы стараемся обеспечить, построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное. Поэтому занятия по квиллингу мы будем проводить 2 раза в месяц (по подгруппам).
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.
Задачи программы:







ПЛАН.
Сентябрь
1.Знакомство с бумагой для квиллинга
-познакомить детей с историй квиллинга (показ презентации)
-показать готовые изделия.
2.Знакомство с бумагой и инструментами для квиллинга
-заинтересовать детей
-начинать учить скручивать колечки.
Октябрь
3.Формы для квиллинга.
-продолжать учить детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия
4. Формы для квиллинга.
- познакомить детей с формой листик, совершенствовать технику
Ноябрь
5. Составление узора «снежинка»
-показать детям снежинку из квиллинга
-начать делать заготовки для снежинки
6. Составление узора «снежинка» (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки
-формировать у детей желание делать аккуратно
Декабрь
7. Составление узора «снежинка» (продолжение)
-подготовить с детьми основу для снежинки
-выложить на ней снежинку и объяснить детям как склеиваться детали между собой
8. Составление узора «снежинка»(продолжение)
Окончательное оформление открытки

В нашей группе темой самообразования является «Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста». В течение первого полугодия нами проводились занятия с детьми среднего возраста один раз в две недели (учитывая нагрузку детей и режим дня).
За данный период целями которого были следующие задачи:
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Создание условий для позитивного восприятия ребенка окружающего мира;
Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.
С поставленными задачами справились не все дети в группе, поскольку небыли учтены индивидуальные особенности детей, такие как внимание, память, усидчивость, развитие дифференциальных движений кистей рук, особенности психического и физического развития.
Однако у большинства детей занятие бумагой пластикой вызвало огромный интерес.
Учитывая индивидуально – личностный подход к каждому ребенку, с некоторыми детьми проводились дополнительные занятия в индивидуальном порядке.
Все дети в группе к концу полугодия были познакомлены с техникой»квиллинг».
В целом все дети в группе освоили две формы для бумагокручения
(колечко и листик).

Для выявления эффективности темы самообразования, по итогам первого полугодия, проанализировав работы детей и их возможности мы составили следующую диаграмму.
Мы, остановились, как считаем на наш взгляд на двух критериях.



Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1

Считаем, что целесообразно продолжить работу по выбранной теме самообразования.
Программа работы по теме самообразования для детей средней группы
(На второе полугодие)
«Занятие бумагопластикой как средство умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста».
Продолжая работу по теме самообразования, цель программы остается.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как средством умственного и эстетического развития детей.
Задачи второго полугодия:
Совершенствовать навыки работы с бумагой.
Продолжать обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать у детей творческую разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
Продолжать формировать умения следовать устным инструкциям.
Развивать способности эстетического и художественного восприятия;
Продолжать создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать ВПФ.
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
Продолжать воспитывать интерес к искусству квиллинга.
Организация предметно – развивающего, образовательного пространства для максимального раскрытия интеллектуально – творческого потенциала каждого ребенка в рамках дошкольного стандарта.
На основе искусствоведческих и психолого - педагогических исследований нами была разработана серия занятий, способствующих развитию эстетического развития ребенка.
В основу легли следующие принципы:
поэтапность (от простого к сложному).
сочетание техник.
использование инновационной техники.
План работы.
Январь.
9. Формы для квиллинга.
-совершенствовать умение детей скручивать колечки добиваясь аккуратности и учить заклеивать кончик изделия.
Февраль.
10.Формы для квиллинга.
-продолжать знакомить детей с новыми формами для квиллинга.
11. Составление композиции «Цветок для мамы».
- показать детям открытку из квиллинга в подарок маме, и начать делать заготовки для нее.
(работа ведется подгруппами и индивидуально, в зависимости от уровня умения ребенка)
-начать делать заготовки для открытки.
Март
12. Составление композиции «Цветок для мамы». (продолжение).
-подготовить с детьми основу для открытки
-выложить на ней цветок и объяснить детям как склеиваться детали между собой.
13. Составление коллективной композиции.
-начать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-формировать у детей желание делать аккуратно.
Апрель
14. Составление коллективной композиции. (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-формировать желания делать аккуратно.
15. Составление коллективной композиции (продолжение)
-продолжать с детьми делать заготовки для составления коллективной композиции.
-собирать из деталей цветы и листочки.
Май.
16.Составление коллективной композиции (окончание)
-Окончательное оформление композиции
Анализ работы по теме самообразования.
Поскольку развивающие функции продуктивной деятельности (а техника « квиллинг» относится в продуктивной деятельности детей) связана с широким спектром способностей, умений и навыков. Она развивает у детей способность к длительным волевым усилиям, которые направлены на достижение цели; развивает воображение, образное мышление, способность соотносить целое и части.
Во втором полугодии были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, поэтому проводились индивидуальные занятия с детьми.
С детьми проводились предварительные беседы со всей группой, а основная работа велась небольшими подгруппами детей.
Занятие бумагой пластикой продолжает вызывать интерес детей.
Все дети в группе к концу года освоили технику квиллинга.
Дети стали самостоятельно или с помощью педагога, создавать эти формы и небольшие композиции.
Нами выявлены некоторые особенности усвоения детьми выразительных средств и эстетического развития детей с помощью нашей серии занятий:
у детей, не отдающих предпочтение продуктивными видам деятельности, возникает интерес к техники «квиллинг».
детей привлекает простота создания картин.
разнообразие техники и их новизна стимулирует фантазиюдетей, развивает их воображение и их творческие способности,способствует формированию выразительных образов.
Детям очень важен конечный результат, особенно если продукт творчества можно забрать домой, в изготовлении которого они принимали участие.
Диагностика результатов за год(таблица 2):
(в диаграмме используется количество детей по списку 24 ребенка)
1.Интерес ребенка к данному виду творчества.
2.Степень умения и навыка ребенка (получается или нет)
Таблица 2(данные по итогам года)

Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1(данные за 1 полугодие)

Анализ результатов темы самообразования позволяет сделатьвывод, что результаты сравнения показываютзначительное повышение уровня эстетического развития в инновационной технике «квиллинг» у детей среднего дошкольного возраста.На конец года работы детей характеризуютсяболее совершенным мастерством, более аккуратными, правильным расположением композиции. Дети больше проявляли творческий интерес, более самостоятельно действовали, активно используя новую технику, правильно передавали форму и пропорции предметов, использовали большой спектр цветов.
По результатам темы самообразования можно сделать следующие выводы:
Проведенное исследование показало эффективность серии занятий по бумагопластики с детьми с целью умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста, которое направлено на возникновение интереса у детей к деятельности, формирование разнообразных знаний и представлений о новом виде продуктивной деятельности..
В проведенном исследовании проверены педагогические условия совершенствования
Разработанная нами серия занятий проходила поэтапно - от простого к сложному.
на занятиях была создана эмоционально благоприятная,творческая атмосфера, способствующая формированию иразвитию интереса к процессу бумагопластике.
детям будет предоставлен выбор материалов способствующих формированию интереса к работе и результату.
в цикле занятий введена нетрадиционная техника, для дошкольного учреждения – бумагопластика (квиллинг)направленная на формирование умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи, поставленные в тема самообразования, решены, занятия по бумагопластике оказывают положительное влияние на формирование умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.
Мы планируем продолжить работу по данной проблеме
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми среднего дошкольного возраста по организации продуктивной деятельности в процессе занятие бумагопластикой (квиллингом).
По результатам проведенногоисследования, наглядно продемонстрировавшим, что бумагопластика представляет собой одно из наиболее привлекательных и доступных видов работ в дошкольном возрасте, можно сделать следующий вывод:
Продуктивная деятельность является сложной, многовидовой, многооперациональной художественно-трудовой деятельностью, она содержит потенциальный эффект воздействия на художественное, трудовое воспитание, развитие познавательной и творческой активности детей.
Поэтому можно рекомендовать воспитателям:
Использование нетрадиционных техники квиллинг
(бумагопластика) которые несут в себеэлементыхудожественной
оригинальности, нестандартности мышления и исполнения, обладают большим потенциалом по формированию у детей положительного отношения к изобразительной деятельности, удовлетворению их потребности в самовыражении, развитию их познавательных и творческих способностей, развитию выразительности в работах детей.
В процессе продуктивной деятельности в ходе специально
организованной работы с детьми среднего дошкольного возраста
станет доступным создание выразительных образов, развитию которых способствует освоение специфических средств выразительности: стилизованность изображения, правильное расположение композиций, декоративность колорита, техничность приклеивания элементов.
Повышению уровня умственного и эстетического развития детей
дошкольного возраста способствует работа в различных техниках, в том числе и техника бумагопластики, дети осваивают новые способы создания выразительных образов, учатся сочетать разные техники в одной работе.
Надо формировать эстетическое восприятие детей способом
отражения действительности, обусловленным назначением изделий, особенностями материалов, техники исполнения и характерными средствами выразительности.
Формирование и совершенствование, эстетического восприятия и
умственного развития у дошкольников должно осуществляться поэтапно в процессе специально организованного обучения.
Рекомендуемые методы в работе с детьми по направлению бумагопластики
Использование мультимедийного оборудования (показ презентаций)
словесность и наглядность инструкций
индивидуальный подход
рассматривания и обсуждения композиций иллюстраций и наглядного материала,
выполнение творческих заданий, которые хорошо зарекомендовали себя в экспериментальной работе.